Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Моисеенкова С.А. на решение Бежицкого районного суда города Брянска от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 12 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Моисеенкова С.А. к администрации Бежицкого района города Брянска о признании незаконными решения и распоряжения.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Моисеенков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение жилищной комиссии от 24 сентября 2021 года и распоряжение Бежицкой районной администрации г. Брянска от 27 сентября 2021 года N 247-р о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложить обязанность восстановить в списках граждан, состоящих на жилищном учете с даты первоначального обращения.
В обоснование заявленных требований указал, что с 8 сентября 2020 года Моисеенков С.А, имеющий право на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На основании решения жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 24 сентября 2021 года административный истец снят с учета, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, совершением действий, при которых административный истец не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях. Не соглашаясь с оспариваемыми решениями, административный истец указал, что до 2 апреля 2019 года был зарегистрирован в принадлежащем его отцу жилом помещении, однако фактически в нем не проживал; регистрация в жилом помещении не порождала возникновение у Моисеенкова С.А. права собственности на него, в связи с чем снятие административного истца с регистрационного учета в указанном помещении и постановка на регистрационный учет по иному адресу при наличии права на улучшение жилищных условий в соответствии с положениями вышеуказанного Закона не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий.
Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 7 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 12 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 22 сентября 2022 года почтой через Бежицкий районный суд г. Брянска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 7 октября 2022 года, Моисеенков С.А. просит судебные акты отменить, указывая на отсутствие с его стороны действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами не допущено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Моисеенков С.А, будучи вселенным в качестве члена семьи в принадлежащую его отцу ФИО5 квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 59, 2 кв.м, где был обеспечен площадью более учетной нормы и имел право постоянного проживания и пользования жилым помещением наравне с собственником, добровольно по собственной инициативе 2 апреля 2019 года снялся с регистрационного учета и был постановлен на регистрационный учет по адресу: "адрес", где проживает по договору найма жилого помещения, что свидетельствует о намеренном ухудшении им жилищных условий, в связи с чем оспариваемые решение и распоряжение являются законными.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда, соглашаясь с решением суда первой инстанции, указала, что, поскольку на момент обращения Моисеенкова С.А. с заявлением о принятии на жилищный учет установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок (пять лет) с момента ухудшения жилищных условий не прошел, отсутствовали правовые основания для постановки административного истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, регулируется статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу пункта 7 части статьи 17 названного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечением доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечением доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции".
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Брянской городской администрации от 25 мая 2005 года N 1824-П установлена учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что 22 июля 2020 года Моисеенкову С.А. было выдано удостоверение, подтверждающее его статус добровольно выехавшего из зоны отселения и право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции".
С 4 августа 2016 года Моисеенков С.А. был зарегистрирован в принадлежащей его отцу ФИО5 квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 59, 2 кв.м, где также были зарегистрированы ФИО5 и ФИО6; снят с регистрационного учета по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ.
2 апреля 2019 года Моисеенков С.А. зарегистрирован в квартире, общей площадью 29, 3 кв.м, по адресу: "адрес", на основании договора найма жилого помещения от 2 апреля 2019 года.
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от 8 сентября 2020 года N 273-р Моисеенков С.А. с 10 августа 2020 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек.
Решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации г. Брянска от 24 сентября 2021 года, оформленной протоколом N 24, Моисеенков С.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением в предоставленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием принятия на учет.
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от 27 сентября 2021 года N 347-р Моисеенков С.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав действия Моисеенкова С.А. по добровольному снятию с регистрационного учета в принадлежащей его отцу на праве собственности квартире, в которой административный истец был обеспечен учетной нормой площади жилого помещения, и по постановке на регистрационный учет в квартире, право пользования которой имеется у него на основании договора найма жилого помещения на определенный срок, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что его действия были направлены на умышленное ухудшение жилищных условий, в результате которых он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и с учетом положений статей 53, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых решения и распоряжения.
Доводы кассационной жалобы о том, что Моисеенков С.А. фактически не проживал по месту регистрации в "адрес", снятие с регистрационного учета по данному адресу являлось формальностью и не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий, не влекут отмену обжалуемых судебных актов. Положения статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусматривают отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться не только как собственник и наниматель по договору социального найма, но и в качестве члена семьи собственника, нанимателя. Моисеенков С.А, будучи зарегистрирован в принадлежащей отцу квартире, имел право пользования жилым помещением как член семьи собственника и в результате его добровольных действий данное право утратил. Непроживание в указанном жилом помещении при наличии регистрации являлось добровольным со стороны административного истца, не свидетельствовало об отсутствии у него права пользования им, требований о признании его утратившим право пользования либо об отсутствии права на проживание в судебном порядке не заявлялось.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами дана оценка всем представленным в материалы дела и имеющим юридическое значение доказательствам.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бежицкого районного суда города Брянска от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 12 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Моисеенкова С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.