Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2022 года гражданское дело N 2-3386/2021 по иску Слоновой Екатерины Евгеньевны к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Слоновой Екатерины Евгеньевны
на решение Химкинского городского суда Московской области от 20 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 апреля 2022 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Слонова Е.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы: с 1 октября 1995 года по 31 августа 1998 года в должности педагога дополнительного образования в "данные изъяты"; с 1 января 2001 года по 31 августа 2018 года в должности преподавателя в "данные изъяты"; с 1 сентября 2018 года по 30 сентября 2020 года в должности заместителя директора по учебно-просветительской работе "данные изъяты" и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 20 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Слоновой Е.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Слоновой Е.Е. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Слонова Е.Е. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 1 октября 2020 года Слонова Е.Е. обратилась в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г.Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 2100000002019/1703477/20 от 16 февраля 2021 года истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с отсутствием 25-летнего специального педагогического стажа.
По расчету пенсионного органа специальный стаж истца составил 2 года 3 месяца 29 дней.
При этом, пенсионным органом в специальный стаж не включены следующие периоды работы:
- с 1 октября 1995 года по 31 августа 1998 года в должности педагога дополнительного образования в "данные изъяты";
- с 1 января 2001 года по 31 августа 2018 года в должности преподавателя в "данные изъяты";
- с 1 сентября 2018 года по 30 сентября 2020 года в должности заместителя директора по учебно-просветительской работе "данные изъяты".
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Слоновой Е.Е. о включении в специальный стаж периода работы с 1 октября 1995 года по 31 августа 1998 года в должности педагога дополнительного образования в "данные изъяты", суд первой инстанции исходил из того, что наименование должности для указанного типа учреждений не предусмотрено Списком.
Принимая решение об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов работы с 1 января 2001 года по 31 августа 2018 года в должности преподавателя в "данные изъяты", с 1 сентября 2018 года по 30 сентября 2020 года в должности заместителя директора по учебно-просветительской работе "данные изъяты", суд первой инстанции указал на то, что не выполнено одно из условий, предусмотренных пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, а именно по состоянию на 1 января 2001 года стаж работы истца в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781, составлял менее 16 лет 8 месяцев.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы о том, что период работы истца с 1 октября 1995 года по 31 августа 1998 года в должности педагога дополнительного образования в "данные изъяты" подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, несостоятельны по следующим основаниям.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей не предусмотрена.
Должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г, до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими списками предусмотрена не была.
Согласно же пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 в соответствии с утвержденным им Списком подлежат зачету в специальный стаж лишь периоды работы после 1 ноября 1999 года.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N781, в пункте 2 поименован педагог дополнительного образования, в разделе 2 - учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) поименованы: центр развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый, внешкольной работы, детский экологический оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств; детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная
школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно пункту 4 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил N 781 определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Отказывая в удовлетворении требований Слоновой Е.Е. о включении в специальный стаж, периода ее работы с 1 октября 1995 года по 31 августа 1998 года в должности педагога дополнительного образования в "данные изъяты", суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что ранее действующими Списками должность педагога дополнительного образования предусмотрена не была, возможность включения работы в должности педагога дополнительного образования в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, предусмотрена только начиная с 1 ноября 1999 г. При этом в спорный период истец работала педагогом дополнительного образования в учреждении, не предусмотренном разделом 2 "Наименование учреждений".
Доводы кассационной жалобы истца о том, что в спорные периоды с 1 января 2001 года по 31 августа 2018 года в должности преподавателя в "данные изъяты", с 1 сентября 2018 года по 30 сентября 2020 года в должности заместителя директора по учебно-просветительской работе "данные изъяты", она осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж, не состоятельны, поскольку абз. 7 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Доводы кассационной жалобы о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие истца, не извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, опровергаются материалами дела, из которых следует, что истец о времени и месте судебного заседания извещалась заблаговременно, надлежащим образом, с соблюдением правил главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств наличия причин неполучения судебного извещения по мотивам, не зависящим от адресата, не указала и не представила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно рассмотрел дело в отсутствие истца, признав ее извещенной о времени и месте слушания дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 20 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Слоновой Екатерины Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.