Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, с участием прокурора Павловой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-55/2022 по иску Ибатуллина Равиля Фаритовича к администрации Альменевского района Курганской области, администрации Альменевского муниципального округа Курганской области о признании увольнения незаконным, отмене распоряжения об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, невыплаченной компенсации за отпуск и процентов за нарушение срока оплаты отпуска, компенсации морального вреда, признании бездействия незаконным и возложении обязанности выдать документы, по кассационной жалобе Ибатуллина Равиля Фаритовича на решение Альменевского районного суда Курганской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 28 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения Ибатуллина Р.Ф, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора пятого отдела апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А, указавшей на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ибатуллин Р.Ф. обратился в суд с иском к администрации Альменевского района Курганской области, администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, окончательно настаивал на требованиях, в которых просил:
- признать незаконным его увольнение по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией администрации Альменевского района Курганской области, - отменить распоряжение главы Альменевского района N 3-к от 11 января 2022 года "Об увольнении";
- восстановить на работе в администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, являющейся правопреемником администрации Альменевского района Курганской области, в должности начальника юридического отдела;
- взыскать с администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 12 января 2022 года на день принятия судебного решения, - взыскать солидарно с ликвидационной комиссии администрации Альменевского района Курганской области, администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в его пользу сумму невыплаченной компенсации за отпуск в размере 21 721, 76 руб, проценты за задержку выплаты пособия в размере 1 307, 34 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, - признать незаконным бездействие администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, являющегося правопреемником Администрации Альменевского района Курганской области, в не предоставлении по запросу от 03 февраля 2022 года документов, связанных с трудовой деятельностью; возложить обязанность выдать справку о размере заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 31 декабря 2020 года включительно, справку о составных частях заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года включительно, табель учета рабочего времени за период трудовой деятельности в администрации Альменевского района Курганской области, справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное медицинское и социальное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года, справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года.
В обоснование исковых требований указал, что с 17 июля 2007 года на основании распоряжения Главы администрации Альменевского района от 17 июля 2007 года N 47-к он был принят на должность специалиста правового отдела, с ним заключен трудовой договор. Распоряжением Главы администрации Альменевского района от 07 декабря 2009 года N 113-к он назначен на должность начальника юридического отдела администрации. Законом Курганской области от 29 июня 2021 года N72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" муниципальное образование "Альменевский район Курганской области" преобразовано в "Альменевский муниципальный округ Курганской области". В соответствии с решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 2 ноября 2021 года N 8 "О правопреемственности органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа" администрация Альменевского муниципального округа Курганской области является правопреемником администрации Альменевского района Курганской области. В связи с реорганизацией администрации Альменевского района Курганской области 29 декабря 2021 года им было подано заявление о принятии его с 01 января 2022 года на должность начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, заявление оставлено без удовлетворения. Распоряжением от 11 января 2022 года N 3-к он уволен в связи с ликвидацией администрации Альменевского района Курганской области. Увольнение считает незаконным, поскольку в связи с преобразованием муниципального образования Альменевского района без его согласия и при наличии его заявления о принятии на работу он не мог быть уволен и не принят на должность начальника юридического отдела по инициативе работодателя.
Настаивает на том, что его увольнение из администрации Альменевского района Курганской области и непринятие его на должность начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа Курганской области является незаконным, так как администрация муниципального округа является правопреемником администрации района. Полагает, что ответчиком нарушена процедура увольнения, не произведены предусмотренные законом выплаты в полном объеме. Считает, что с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация, предусмотренная положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации. В связи с незаконными действиями работодателя он испытывал нравственные страдания, в связи с чем имеет право на компенсацию морального вреда.
Решением Альменевского районного суда Курганской области от 12 апреля 2022 года исковые требования Ибатуллина Р.Ф. удовлетворены частично: с администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии в пользу Ибатуллина Р.Ф. в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации взысканы проценты за нарушение срока выплаты компенсации за отпуск в сумме 1083, 96 руб.; признано незаконным бездействие администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии, выраженное в непредоставлении Ибатуллину Р.Ф. в соответствии со статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации документов по его заявлению от 03 февраля 2022 года, на администрацию Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии возложена обязанность выдать Ибатуллину Р.Ф. в соответствии со статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации указанные в его заявлении от 03 февраля 2022 года документы: справку о размере заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 31 декабря 2020 года; справку о составных частях заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года; справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года; копию положений об оплате труда муниципальных служащих администрации Альменевского района Курганской области и о премировании работников администрации Альменевского района Курганской области за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года; с администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии в пользу Ибатуллина Р.Ф. взыскана компенсация морального вреда в размере 2500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Ибатуллина Р.Ф. отказано.
Апелляционным определением от 28 июня 2022 года принят отказ прокурора Альменевского района Курганской области от апелляционного представления на решение Альменевского районного суда Курганской области от 12 апреля 2022 года, апелляционное производство по апелляционному представлению прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 28 июня 2022 года решение Альменевского районного суда Курганской области от 12 апреля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ибатуллина Р.Ф. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ибатуллин Р.Ф. просит отменить решение суда и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает, что выводы суда противоречат положениям названного закона, которым предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществляющих на территориях указанного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения.
Представители ответчиков в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Ибатуллин Р.Ф. состоял в трудовых отношениях с администрацией Альменевского района с 18 июля 2007 года.
Распоряжением главы Альменевского района от 07 декабря 2009 года N 111-к Ибатуллин Р.Ф. назначен на муниципальную должность муниципальной службы начальника юридического отдела администрации Альменевского района.
Законом Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" поселения, входящие в состав Альменевского района Курганской области преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области.
Положениями части 4, 5 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что Альменевский муниципальный округ Курганской области считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона; муниципальное образование Альменевский район Курганской области утрачивает статус муниципального образования со дня создания вновь образованного муниципального образования.
Частью 2 статьи 5 Закона Курганской области N 72 от 29 июня 2021 года предусмотрен переходный период в течение одного года со дня вступления в силу настоящего закона (по 29 июня 2022 года), в течение которого осуществляется формирование органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования и проведение организационных мероприятий, связанных с преобразованием муниципальных образований, урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом ().
02 ноября 2021 года Думой Альменевского муниципального округа Курганской области принято решение N 11 о ликвидации администрации Альменевского района Курганской области, утверждена ликвидационная комиссия.
11 ноября 2021 года комиссией по ликвидации администрации Альменевского района Ибатуллину Р.Ф. вручено уведомление о ликвидации администрации Альменевского района Курганской области, в котором указано, что заключенный с ним трудовой договор от 18 июля 2007 года подлежит расторжению по истечении не менее двух месяцев со дня получения уведомления, а он будет уволен на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой выходного пособия.
27 декабря 2021 года Ибатуллин Р.Ф. обратился с письменным заявлением на имя Главы Альменевского муниципального округа Курганской области о принятии его на должность начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа Курганской области с 1 января 2022 года в связи с реорганизацией администрации Альменевского района.
11 января 2022 года Ибатуллин Р.Ф. уволен в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации на основании распоряжения председателя ликвидационной комиссии администрации Альменевского района от 11 января 2022 года N 3-к. В соответствии с данным распоряжением Ибатуллину Р.Ф. подлежала выплате компенсация за 31 день неиспользованного отпуска за период работы с 18 июля 2019 года по 11 января 2022 года.
В трудовую книжку Ибатуллина Р.Ф. внесена запись о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Ибатуллина Р.Ф. о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 81, 180 Трудового кодека Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области", оценив представленные в материалы дела доказательства, установил, что на момент рассмотрения спора процедура ликвидации администрации Альменевского района находится на стадии завершения, со дня формирования администрации Альменевского муниципального округа Курганской области полномочия администрации Альменевского района Курганской области прекращены, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для увольнения Ибатуллина Р.Ф. по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установив, что Ибатуллин Р.Ф. был уведомлен о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за два месяца до фактического его увольнения, персонально, под роспись, суд пришел к выводу о соблюдении работодателем требований положений статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установив законность увольнения истца, отсутствие оснований для его восстановления на работе, суд отказал в удовлетворении требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Признавая несостоятельным довод истца о реорганизации юридического лица с передачей полномочий, в том числе в трудовых отношениях, от администрации Альменевского района Курганской области администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, суд первой инстанции указал, что администрация Альменевского района Курганской области находится в стадии ликвидации, при этом Закон Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Решение Думы Альменевского муниципального округа N 8 от 02 ноября 2021 года содержат сведения, указывающие на правопреемство полномочий муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией Александровского муниципального района и ее работниками не относятся; вновь образованное юридическое лицо администрация Альменевского муниципального округа Курганской области не является правопреемником администрации Альменевского района Курганской области в трудовых отношениях с работниками.
Разрешая требования Ибатуллина Р.Ф. о взыскании невыплаченной компенсации за отпуск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, установил, что на момент увольнения у работодателя имелась задолженность по выплате компенсации за отпуск в размере 18 960 руб. 42 коп, указанная сумма выплачена истцу 21 марта 2022 года в размере 18 747 руб. 70 коп. и 07 апреля 2022 года в размере 212 руб. 72 коп, поскольку на момент разрешения спора компенсация за отпуск была выплачена в полном объеме, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации за неиспользованный отпуск.
Вместе с тем, установив, что выплата компенсации произведена с нарушением сроков, установленных положениями статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований о взыскании процентов, предусмотренных положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем взыскал с администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии в пользу Ибатуллина Р.Ф. проценты за нарушение срока выплаты компенсации за отпуск в размере 1 083 руб. 96 коп, указав на отсутствие оснований для взыскания указанной суммы с администрации Альменевского муниципального округа.
Удовлетворяя требование о признании незаконным бездействия администрации Альменевского района в лице ликвидационной комиссии, выраженного в не предоставлении истцу по его запросу сведений о заработной плате и возлагая на администрацию Альменевского района в лице ликвидационной комиссии обязанность выдать истребуемые истцом документы, а именно, справку о размере заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 31 декабря 2020 года, справку о составных частях заработной платы, справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, копию Положений об оплате труда муниципальных служащих администрации Альменевского района Курганской области и о премировании работников администрации Альменевского района Курганской области, суд первой инстанции исходил из того, что указанные документы относятся к числу документов, которые в соответствии с положениями статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть предоставлены Ибатуллину Р.Ф, однако ему не предоставлены.
Поскольку на момент разрешения спора процедура ликвидации администрации Альменевского района Курганской области не завершена, запрос Ибатуллина Р.Ф. от 03 февраля 2022 года как работника был адресован - администрации Альменевского района Курганской области, суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия работодателя - администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии, выраженное в непредоставлении истцу полагающихся к выдаче документов, с возложением обязанности на администрацию Альменевского района Курганской области (как работодателя Ибатуллина Р.Ф.) представить вышеуказанные документы.
В отношении иных истребуемых Ибатуллиным Р.Ф. документов (табель учета рабочего времени, справка о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное медицинское и социальное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года, сведения о размере установленных командировочных (суточных)) судом не установлено оснований для их выдачи истцу в порядке статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установив факт нарушения работодателем трудовых прав истца, суд руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал в пользу Ибатуллина Р.Ф. компенсацию морального вреда в размере 2 500 руб. При определении размера компенсации морального вреда суд учел фактические обстоятельства дела и характер допущенных работодателем нарушений, характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, степень вины работодателя, а также принцип разумности и справедливости.
Проверяя законность и решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1, 2 статьи 13 данного закона, преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Часть 7 той же статьи устанавливает, что местная администрация обладает правами юридического лица.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1).
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2).
Согласно части 3.1-1 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Положениями статьи 1 Закона Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" предусмотрено преобразовать путем объединения поселения, входящие в состав Альменевского района Курганской области во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области; наделить вновь образованное муниципальное образование статусом муниципального округа (часть 1).
Альменевский муниципальный округ Курганской области считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона, то есть с 10 июля 2021 года. С это времени преобразуемые муниципальные образования, в том числе Альменевский район Курганской области, утрачивают статус муниципального образования (части 4, 5 статьи 1 Закон Курганской области от 29 июня 2021 года N 72).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В силу части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов о том, что ввиду объединения поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, в Альменевский муниципальный округ Курганской области на основании Закон Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Альменевский район Курганской области утратил статус муниципального образования, была сформирована администрация Альменевского муниципального округа Курганской области, в связи с чем, были прекращены полномочия органов местного самоуправления Альменевского района Курганской области, которые подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения Думы Альменевского муниципального округа Курганской области, основаны на приведенном правовом регулировании, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что фактически произошла реорганизация администрации Альменевского района Курганской области в другое юридическое лицо - администрацию Альменевского муниципального округа Курганской области, путем передачи имущества, всех прав и обязанностей с сохранением целей, задачи и полномочий, с переводом всех ранее работавших сотрудников в администрацию Альменевского муниципального округа Курганской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 02 ноября 2021 года N 11 утвержден Порядок и сроки ликвидации администрации Альменевского района. Согласно пунктам 1, 2, 10 вышеуказанного Порядка ликвидация администрации Алменевского района производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидационной комиссии принимается решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области; ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый реестр юридических лиц.
Решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 02 ноября 2021 года N 8 утверждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области.
Согласно пункту 6 Положения администрация Альменевского муниципального округа Курганской области является правопреемником в том числе администрации Альменевского района в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Согласно части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В главе 3 (статьи 14, 15, 16) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указан перечень вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией района и ее работниками не относятся.
В силу пункта 1 раздела 1 Положения о порядке правопреемства органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области органы местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Альменевского муниципального округа Курганской области осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на территории вновь образованного муниципального образования Альменевского муниципального округа Курганской области.
Таким образом, со дня формирования администрации Альменевского муниципального округа полномочия администрации Альменевского муниципального района прекращаются, органы местного самоуправления Альменевского муниципального района подлежат ликвидации как юридические лица.
Прекращение полномочий органов местного самоуправления означает прекращение полномочий таких органов по решению вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с выполнением представительских функций такого органа. При этом, существо правоотношений не допускает их прекращения без правопреемства, в связи с чем соответствующие полномочия органов местного самоуправления Альменевского муниципального района и входящих в его состав поселений, переданы органам Альменевского муниципального округа, а сами органы Альменевского муниципального района как юридические лица ликвидированы на основании решения представительного органа муниципального образования. При этом как правомерно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, правопреемство полномочий муниципальных образований произошло только в части решения вопросов местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией Альменевского муниципального района и муниципальными служащими не относятся, вновь образованное юридическое лицо администрация Альменевского муниципального округа не является правопреемником администрации Альменевского муниципального района в трудовых отношениях с работниками.
Поскольку в отношении администрации Альменевского района Курганской области принято решение о ликвидации, трудовые договоры со служащими могли быть расторгнуты на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, каких-либо исключений в данной части Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не содержит.
Вопреки доводам кассационной жалобы Ибатуллин Р.Ф. был заблаговременно уведомлен об увольнении по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, что прямо следует из уведомления от 02 ноября 2021 года N 1091, с которым истец был ознакомлен 11 ноября 2021 года.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности на работодателя предоставить табель учета рабочего времени за период трудовой деятельности в администрации Альменевского района Курганской области, справку о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское и социальное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений.
В соответствии с положениями статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности предоставить табели учета рабочего времени, справку о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское и социальное страхование, основаны на правильном применении вышеприведенных норм действующего трудового законодательства, поскольку судами не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении трудовых прав истца в связи с неполучением вышеуказанных документов.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене состоявшихся судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, основаны на субъективном толковании норм материального права, которое не может являться основанием для отмены законных судебных постановлений.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альменевского районного суда Курганской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 28 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ибатуллина Равиля Фаритовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.