Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Фомина Павла Сергеевича, поданной через суд первой инстанции 9 сентября 2022 г, на решение Советского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2022 г. по административному делу N 2а-11114/2021 по административному исковому заявлению Фомина Павла Сергеевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения Фомина П.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска Ярлыковой В.В, Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Гилевой Т.Б, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Фомин П.С. обратился в Советский районный суд города Красноярска с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее также ИФНС России по Советскому району г. Красноярска) о признании незаконными действий, выразившихся в зачете произведенных им платежей от 15 ноября 2017 года на суммы 500 руб. и 2777 руб. за налоговый период 2016 года; от 12 ноября 2018 года на суммы 500 руб. и 2777 руб. за налоговый период 2017 года.
Решением Советского районного суда города Красноярска от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 января 2021 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 года постановленные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела решением Советского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2022 года, в удовлетворении требований административного истца было отказано.
В кассационной жалобе Фомин П.С. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального права
Заявитель полагает, что суд первой инстанции не исполнил указания кассационного суда, изложенные в кассационном определении судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 года. Настаивает, что не являлся в 2015-2016 годах владельцем тракторов " "данные изъяты", " "данные изъяты""; мощность двигателя принадлежащего ему автомобиля "данные изъяты" составляет 100 л.с, а не 135 л.с, как было указано в налоговых уведомлениях за налоговые периоды 2015-2016 годов; за автомобиль " "данные изъяты"" транспортный налог за налоговые периоды 2015-2016 годов уплачен им своевременно и в полном объеме, в связи с чем зачет уплаченных им платежей 15 ноября 2017 года за налоговый период 2016 года, а 12 ноября 2018 года - за налоговый период 2017 года является незаконным.
Также просит вынести частное определение в адрес суда первой инстанции и для целей рассмотрения кассационной жалобы истребовать материалы административного дела N 2а-4203/2019.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Ходатайство Фомина П.С. об истребовании материалов административного дела N 2а-4203/2019 оставлено судебной коллегией без удовлетворения, так как новые доказательства не могут являться предметом исследования и оценки в суде кассационной инстанции в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьями 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При рассмотрении дела установлено, что Фомин П.С. являлся плательщиком транспортного налога, на его имя в 2016-2017 годах зарегистрированы транспортные средства: " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N; " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N
ИФНС по Советскому району г. Красноярска в адрес Фомина П.С. направлено налоговое уведомление N от 10 июля 2017 года об уплате в срок до 1 декабря 2017 года транспортного налога за 2016 год в размере 3277 руб.
15 ноября 2017 года Фомин П.С. уплатил в счет транспортного налога денежные суммы 2777 руб. и 500 руб.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска в адрес Фомина П.С. направлено налоговое уведомление N от 24 августа 2018 года об уплате в срок до 3 декабря 2018 года, в том числе транспортного налога за 2016 год.
12 ноября 2018 года Фомин П.С. уплатил в счет транспортного налога денежные суммы 2 777 руб. и 500 руб.
Внесенные Фоминым П.С. 15 ноября 2017 года денежные средства зачтены в счет транспортного налога за налоговый период 2016 года, а внесенные им 12 ноября 2018 года денежные средства - за налоговый период 2017 года.
Исходя из представленных в дело документов, налоговая база в 2016-2017 годах для налогоплательщика Фомина П.С. составляла в отношении транспортного средства " "данные изъяты"" - 100; в отношении транспортного средства " "данные изъяты"" - 106, 80.
Оспаривая действия налогового органа, административный истец исходил из имевших место ранее неверных действий налогового органа по включению в налогооблагаемую базу не принадлежащих Фомину П.С. транспортных средств и неправильном применении налоговой ставки за предшествующие налоговые периоды.
Также при рассмотрении настоящего дела судами установлено, что решением Советского районного суда г. Красноярска от 12 августа 2019 года по административному делу N 2-4203/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 28 октября 2019 года, отказано в удовлетворении административного иска ИФНС по Советскому району г. Красноярска к Фомину П.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы ввиду отсутствия задолженности административного ответчика по уплате транспортного налога за соответствующие налоговые периоды.
Помимо этого, решением Советского районного суда г. Красноярска от 13 февраля 2020 года по административному делу N 2а-1527/2020 административные исковые требования Фомина П.С. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска об оспаривании действий, решений были удовлетворены частично, признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в начислении налогоплательщику Фомину П.С. недоимки и пени за 2015-2016 налоговые периоды по объектам налогообложения: трактор " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N; трактор " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N. На налоговый орган возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести корректировку в сведения о транспортных средствах налогоплательщика: 1) исключить объекты налогообложения: трактор " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N; трактор " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N; 2) указать налоговую базу автомобиля " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, равной "100".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 июня 2020 года решение суда от 13 февраля 2020 года отменено в части признания незаконными действий по начислению недоимки и пени по транспортному налогу за 2015-2016 годы в отношении автомобиля " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, исходя из мощности двигателя в 135 лошадиных сил. В отмененной части принято новое решение о признании незаконными действий ИФНС по Советскому району г. Красноярска по начислению недоимки и пени по транспортному налогу за 2015-2016 годы в отношении указанного автомобиля исходя из мощности его двигателя в 135 лошадиных сил. В остальной части решение оставлено без изменения.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 апреля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29.06.2020 года отменено в части отказа в удовлетворении заявленных Фоминым П.С. требований о признании незаконными действий и решений ИФНС по Советскому району г. Красноярска, выразившихся в начислении налогоплательщику Фомину П.С. недоимки и пени по транспортному налогу за 2015 - 2016 годы по объекту налогообложения автомобиль " "данные изъяты"", г/н N. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, обращено внимание на фактически произведённые налогоплательщиком платежи.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 июня 2021 г. по делу 33а-7239/2021 решение Советского районного суда г. Красноярска от 13 февраля 2020 г. отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий налоговой инспекции по начислению недоимки по транспортному налогу и пени за 2015-2016 годы в отношении автомобиля " "данные изъяты"", г/н N, в отмененной части принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований Фомина П.С. к ИФНС по Советскому району г. Красноярска, признаны незаконными действия по начислению недоимки по транспортному налогу и пени за 2015-2016 годы в отношении указанного автомобиля. Такой вывод сделан исходя из того, что в материалы дела Фоминым П.С. были предоставлены два чека-ордера: от 16 ноября 2016 года об оплате транспортного налога на сумму 3064 руб. и от 15 ноября 2017 года на сумму 2777 руб, которые подтверждают своевременность оплаты транспортного налога за автомобиль " "данные изъяты"", г/н N за 2015 и 2016 годы (недоимка по данному делу вменялась налоговым органом по сумме, превышающей фактические платежи налогоплательщика).
Кроме этого, определением Советского районного суда г. Красноярска от 13 февраля 2020 г, вынесенному по упомянутому административному делу N 2а-1527/2020, оставлены без рассмотрения административные исковые требования Фомина П.С. в части признания незаконными действий и решений, выразившихся в зачете текущих платежей в связи с несоблюдением административным истцом предусмотренного законом досудебного порядка урегулирования спора.
Данное определение судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела N 33а-6474/2020 отменено, административное дело направлено для рассмотрения в суд первой инстанции, требования были разрешены в рамках настоящего административного дела.
При рассмотрении указанных требований по существу решением от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 января 2021 года, суд первой инстанции, пришел к выводу о законности действий налогового органа, поскольку он, владея информацией об отсутствии у Фомина П.С. задолженности по транспортному налогу за периоды до 2015 года включительно, правомерно произвел зачисление внесенных административным истцом 15 ноября 2017 и 12 ноября 2018 года сумм (по 3277 рублей каждый платеж) в счет оплаты налога за 2016 год и за 2017 год соответственно.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 августа 2021 года по делу N 88А-13178/2021 апелляционное определение отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение, поскольку суды приняли решения без учета обстоятельств, установленных состоявшимися по административному делу N 2а-1527/2020 судебными актами.
При повторном рассмотрении, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о законности действий ИФНС России по Советскому району г. Красноярска, выразившихся в зачете платежей, произведенных административным истцом 15 ноября 2017 года и 12 ноября 2018 года, за налоговые периоды 2016 года и 2017 года соответственно. При этом суд принял во внимание обстоятельства, установленные ранее вступившими в законную силу судебными актами, в том числе по административному делу N 2а-1527/2020, указав, что налоговая задолженность за 2015 и 2016 годы была уплачена административным истцом в установленном порядке при её правильном исчислении с применением корректной налоговой ставки. Платеж по квитанции от 15 ноября 2017 года в размере 500 рублей и 2777 рублей (всего 3277 руб.) не являлся излишне уплаченной сумой, а был принят налоговым органом и отнесен при отсутствии налоговой задолженности за 2015 год в счет оплаты текущих начислений по транспортному налогу за 2016 год, срок уплаты которого наступал в декабре 2017 года. Аналогично налоговым органом был принят платеж от 12 ноября 2018 года, произведенный Фоминым П.С. на сумму 3277 руб. за 2017 налоговый период. По начислениям транспортного налога за 2016 и 2017 годы налоговым органом применены верные налоговые ставки и налоги начислены на транспортные средства, принадлежащие административному истцу. Оплата соответствующих налогов до наступления срока, истечение которого влечет образование недоимки и начисление пени, не нарушает права Фомина П.С, а принятие суммы оплаты по текущим налоговым начислениям является обязанностью налогового органа.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, и, изучив карточки "Расчеты с бюджетом" на Фомина П.С, проверив порядок начислений налоговых платежей в спорные периоды, указал, что отнесение сумм, уплаченных административным истцом 15 ноября 2017 года и 12 ноября 2018 года в счет погашения начислений по налогам, размер которых установлен из корректной налоговой ставки, не повлиял на права и обязанности административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, противоречат установленным обстоятельствам и материалам дела, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами установлены полно и правильно, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы были предметом оценки судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, данные доводы обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в оспариваемых судебных постановлениях.
Суждения заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, тогда как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.