Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Пушкаревой Н.В, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года по административному делу N 3а-128/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (далее - ООО "ГрандСтрой", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 574 кв.м, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" в размере его рыночной стоимости, мотивируя тем, что кадастровая стоимость данного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Решением Верховного Суда Республики Бурятии от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года, заявленные ООО "ГрандСтрой" требования удовлетворены; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 574 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "адрес", установлена в размере его рыночной стоимости - 20 726 000 руб. по состоянию на 20 июня 2018 года; датой обращения ООО "ГрандСтрой" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 5 октября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 21 сентября 2022 года, Правительством Республики Бурятия ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по делу со ссылкой на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что оспаривание кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ставшей архивной, в рамках действующего правового регулирования недопустимо; предусмотренный Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" порядок к возникшим правоотношениям неприменим. Считает, что сведений об ошибочности или недостоверности оспариваемой кадастровой стоимости материалы административного дела не содержат, доказательств нарушения прав и законных интересов общества в результате действия данной кадастровой стоимости не представлено. Также указывает, что Правительство Республики Бурятия не является надлежащим ответчиком по рассмотренному спору. Отмечает, что способ устранения допущенных нарушений судом при разрешении спора не определен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ГрандСтрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 574 кв.м, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"
Актом определения кадастровой стоимости от 20 июня 2018 года, утвержденным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая служба государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 103 262 474, 06 руб. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2021 года данная кадастровая стоимость подлежит применению с 20 июня 2018 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 14 014 190, 10 руб. по состоянию на 1 января 2020 года. В соответствии с пунктом 4 данного приказа указанная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2021 года.
Ссылаясь на значительное превышение размера установленной по состоянию на 20 июня 2018 года кадастровой стоимости земельного участка над размером его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке ООО "Агентство оценки собственности" от 21 апреля 2021 года N 06/21-РБ в размере 20 726 000 руб, а также указывая, что 16 сентября 2021 года общество обращалось в государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, однако данное заявление было возвращено заявителю согласно уведомлению от 20 сентября 2021 года N ВЗ-03/2021/000099, ООО "ГрандСтрой" обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и устанавливая кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке от 21 апреля 2021 года N 06/21-РБ в размере 20 726 000 руб, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что данный отчет является допустимым доказательством, основания сомневаться в достоверности которого у суда отсутствуют.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к данным выводам, поставленным под сомнение в кассационной жалобе, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными по доводам кассационной жалобы.
Оценивая довод подателя кассационной жалобы о недопустимости оспаривания кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ставшей архивной, в рамках действующего правового регулирования, кассационный суд исходит из следующего.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" и постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 установлена дата перехода к применению на территории Республики Бурятия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N237-ФЗ) для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
С указанной даты на территории республики в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (части 1, 2, 7 указанной статьи).
Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке Федеральным законом N 237-ФЗ не предусмотрена.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (абзац 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Исходя из приведенного правового регулирования и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, установив, что оспариваемая истцом кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 20 июня 2020 года, применяется для целей налогообложения с даты начала ее применения по 31 декабря 2020 года, установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение; оценив представленный обществом отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости и признав его соответствующим требованиям действующего законодательства, достоверным, допустимым, относимым и надлежащим доказательством, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 20 июня 2018 года в размере 20 726 000 руб, установив период применения кадастровой стоимости для целей налогообложения с 20 июня 2018 года по 31 декабря 2020.
Доводы Правительства Республики Бурятия о невозможности оспаривания архивной кадастровой стоимости, необходимости прекращения производства по данному делу являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Как верно указано судами, тот факт, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, об отсутствии права у административного истца на обращение в суд не свидетельствует. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию.
Являются несостоятельными и доводы кассационной жалобы о том, что Правительство Республики Бурятия не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов, примененные Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая служба государственной регистрации, кадастра и картографии" при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости (актом определения кадастровой стоимости от 20 июня 2018 года), утверждены постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N 2 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия".
Выводы судов в указанной части являются верными, основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства, установленным по делу фактическим обстоятельствам соответствуют.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Бурятия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.