Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьева В.Н, судей Нестеренко А.О, Сулеймановой А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-22/2022 (84RS0001-01-2021-000810-58) по иску прокурора Таймырского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности, соответчики - Правительство Красноярского края, Министерство транспорта Красноярского края, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, администрация с.п. Хатанга, по кассационной жалобе администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г, дополнительное решение Дудинского районного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 июня 2022 г, заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С, объяснения пом. прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кадошникова С.О,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Таймырского района, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства выявлены нарушения в сфере создания условий обеспечения жителей п. Жданиха и пос. Кресты с.п. Хатанга услугами торговли, а также транспортной доступности данных населенных пунктов с г..Дудинка, являющегося административным центром Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района. Установлено, что указанные поселки включены в состав МО "Сельское поселение Хатанга" с отдаленностью от с.п. Хатанга 27 км. и 17 км. соответственно. Специально оборудованные вертолетные площадки в указанных поселках отсутствуют, транспортное сообщение между поселками организовано только в период речной навигации. С октября по декабрь и с апреля по май жители поселков не имеют возможности попасть в с.п. Хатанга и административный центр г..Дудинка. В связи с отсутствием круглогодичного транспортного сообщения невозможно оказание жителям поселков своевременной помощи, а также помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций, затруднено предоставление государственных услуг населению. Также в ходе осуществления надзора выявлены нарушения в части необеспечения создания условий для круглогодичного обеспечения жителей указанных поселков услугами торговли. В указанные периоды жители поселков Жданиха и Кресты лишены возможности приобретения субсидированных продуктов питания в с. Хатанга в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации Таймырского Долгано -Ненецкого муниципального района от 24.01.2018 N43 "О предоставлении субсидий а возмещение части затрат, связанных с обеспечением основными продуктам питания и товарами первой необходимости населения городского поселения Диксон, сельского поселения Хатанга, поселка Хантайское Озеро, поселка Усть-Авам городского поселения Дудинка".
Действующая программа субсидирования продуктов питания, реализуемая в рамках постановления администрации Таймырского Долгано -Ненецкого муниципального района от 28.05.2021 N 720 "О предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с обеспечением основными продуктам питания и товарами первой необходимости населения городского поселения Диксон, сельского поселения Хатанга, поселка Хантайское Озеро, поселка Усть-Авам городского поселения Дудинка" не обеспечивает наличие достаточного количества минимально необходимого ассортимента продуктов питания в п. Катырык, п. Попигай, п. Хета, п. Новорыбная, п. Новая, п. Сындасско с.п. Хатанга, Указанное нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся в данных поселках. С учетом уточнений просил возложить на администрацию Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района обязанность по организации круглогодичного регулярного транспортного обслуживания населения ежегодно, в периоды, когда не осуществляется речная навигация между поселками Кресты и Жданиха МО "сельское поселение Хатанга" и г..Дудинка Таймырского Долгано -Ненецкого муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения по данному гражданскому делу; возложить на администрацию Таймырского Долгано -Ненецкого муниципального района обязанность по организации условий для обеспечения п. Жданиха, п. Кресты, п. Катырык, п. Попигай, п. Хета, п. Новорыбная, п. Новая, п. Сындасско, входящих в состав МО "сельское поселение Хатанга" услугами торговли круглогодично.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Красноярского края, Министерство транспорта Красноярского края, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, администрация с.п. Хатанга.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г. исковые требования прокурора Таймырского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района о возложении обязанности удовлетворены; на администрацию Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района возложена обязанность по организации круглогодичного регулярного транспортного обслуживания населения ежегодно в периоды, когда не осуществляется речная навигация, между пос. Кресты, пос. Жданиха МО "сельское поселение Хатанга" и городом Дудинка Таймырского Долгано - Ненецкого района Красноярского края в срок - в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу данного решения; а также обязанность по организации условий для обеспечения п. Жданиха, п. Кресты, п. Катырык, п. Попигай, п. Хета, п. Новорыбная, п. Сындасско, входящих в состав МО "сельское поселение Хатанга" услугами торговли круглогодично.
Дополнительным решением Дудинского районного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 г. на администрацию Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района возложена обязанность по организации условий для обеспечения п. Новая, входящего в состав МО "сельское поселение Хатанга" услугами торговли круглогодично; в удовлетворении исковых требований к Правительству Красноярского края, министерству транспорта Красноярского края, министерству сельского хозяйства и продовольствия Красноярского края, администрации с.п. Хатанга о возложении обязанности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 июня 2022 г. решение Дудинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г, дополнительное решение Дудинского районного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые судебные акты, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, подтверждающим наличие продуктов питания в населенных пунктах муниципального района. Полагает, что обязанность транспортного обеспечения должна быть также возложена на Правительство Красноярского края, Министерство транспорта Красноярского края, а Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края. В части создания условий для торговли круглогодично обязанности должны быть возложены также на Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, администрация с.п. Хатанга. Также суды не устанавливали обстоятельства отсутствия транспортной доступности между с. Хатанга и г. Дудинка в период, когда речная навигация не осуществляется.
Письменные возражения об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения представлены Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Правительством Красноярского края.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
При этом, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (раздел "Судебное делопроизводство") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что территория Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района (по тексту ТДНм района) включает в себя территории муниципальных образований город Дудинка, городское поселение Диксон, сельское поселение Караул, Сельское поселение Хатанга, в границах последнего находятся село Хатанга, поселки Катырык, Хета, Новая, Кресты, Каяк, Жданиха, Новорыбная, Сындасско, Попигай. Численность населения пос. Кресты с.п. Хатанга на 01.07.2021 составляет 277 человек, пос. Жданиха с.п. Хатанга 167 человек.
По сведениям администрации ТДНм района круглогодичное транспортное сообщение между пос. Жданиха с.п. Хатанга и г. Дудинка представлено следующей транспортной схемой: "п. Жданиха - с. Хатанга (лето - водный транспорт, зима - автомобильный транспорт по автомобильной дороге сезонного действия (автозимник) "Хатанга - Новорыбная" на участке "Хатанга - Жданиха") - аэропорт "Хатанга" - аэропорт Норильск (самолет Ан-26 АО "КрасАвиа") - г. Дудинка (автотранспорт, автобус МУП "Пассажиравтотранс"). Круглогодичное транспортное сообщение между пос. Кресты с.п. Хатанга и г. Дудинка представлено следующей действующей транспортной схемой: "п. Кресты - с. Хатанга (лето - водный транспорт, зима - автомобильный транспорт по автомобильной дороге сезонного действия (автозимник) "Дудинка - Хатанга" на участке "Хета - Новая - Кресты - Хатанга") - аэропорт "Хатанга" - аэропорт Норильск (самолет Ан-26 АО "КрасАвиа") - г. Дудинка (автотранспорт, автобус МУП "Пассажиравтотранс").
В навигационный период транспортное сообщение между пос. Кресты, п. Жданиха до с.п. Хатанга осуществляется посредством водного транспорта. После прибытия в с.п. Хатанга жители указанных поселков имеют возможность прибыть в административный центр муниципального района - г. Дудинку посредством авиатранспорта по маршруту: аэропорт "Хатанга" - аэропорт Норильск (самолет Ан-26 АО "КрасАвиа") - г. Дудинка (автотранспорт, автобус МУП "Пассажиравтотранс").
12.10.2020 между администрацией ТДНм района и АО "Хатангский морской торговый порт" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по устройству и содержанию автомобильной дороги сезонного действия (автозимника) "Хатанга - Новорыбная" на участке "Хатанга - Жданиха" на зимний период 2020-2021 годов. Согласно п. 3.2 контракта, срок выполнения работ: начало работ - с момента заключения Контракта, но не ранее 01.11.2020; окончание работ - с момента закрытия автомобильного зимника в 2021 году, в связи с наступлением положительных температур, но не позднее 31.05.2021. 14.10.2020 между администрацией ТДНм района и АО "Хатангский морской торговый порт" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по устройству и содержанию автомобильной дороги сезонного действия (автозимника) "Дудинка - Хатанга" на участке "Хета - Новая - Кресты- Хатанга" на зимний период 2020-2021 годов, с аналогичными сроками выполнения работ.
Данных о том, что после закрытия речной навигации и до ее открытия в следующем году между пос. Жданиха и Кресты имеется регулярное пассажирское транспортное сообщение с с.п. Хатанга, дающее жителям указанных поселков возможность прибыть в г. Дудинка, равно как и доказательств того, что по организованному автозимнику осуществляются регулярные пассажирские маршруты "Жданиха- с.п. Хатанга", "Кресты - с.п. Хатанга", также позволяющие впоследствии прибыть из с.п. Хатанга в г. Дудинка администрацией ТДНм района, не представлено, вопрос о возможности регулярного пассажирского авиасообщения между п. Кресты и п. Жданиха и с.п. Хатанга, г. Дудинка, администрацией муниципального района не разрешался.
15.10.2021 председателем Хатангского сельского Совета депутатов Б. на имя Главы Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района направлено обращение, согласно которому по сообщению депутатов Хатангского Совета депутатов по избирательному округу N 5 (пос. Сындасско), по избирательному округу N 4 (пос. Новорыбная), по избирательному округу N3 (пос. Жданиха, пос. Попигай) имеется факт частичного отсутствия продуктов питания первой необходимости в пос. Новорыбная (яйцо куриное, молоко питьевое, овощи, фрукты и др.), особо сложная ситуация в пос. Попигай и Сындасско, где помимо прочих продуктов питания первой необходимости отсутствуют некоторые виды круп, молоко питьевое, подсолнечное и сливочное масло, яйцо куриное, овощи и яблоки, запас муки, сахара - песка минимальный, объемы продуктов питания первой необходимости, которые имеются в магазинах, не позволяют обеспечить граждан продовольственной потребностью до наступления транспортного сообщения по так называемому "зимнику", который, как правило, начинает действовать в декабре до поселков Катырык, Новорыбная и Сындасско. Недостаточное продовольственное обеспечение жителей указанных поселков создает негативную ситуацию, связанную с нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения поселков. Не осуществлялся завоз овощей, яйца куриного в поселки Катырык, Хета и Новая. В связи с данной ситуацией председатель Хатангского сельского Совета депутатов просил оказать содействие в принятии мер по доставке продуктов питания первой необходимости в поселки с.п. Хатанга в полном объеме, для надлежащего продовольственного обеспечения населения.
14.10.2021, 25.10.2021, 26.11.2021 аналогичные обращения направлены на имя Главы с.п. Хатанга, депутату Таймырского Долгано - Ненецкого районного Совета депутатов с указанием, что действующая ставка субсидирования (с учетом ежегодной индексации) по завозу отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости водным, автомобильным, авиатранспортом фактически не покрывает транспортных расходов.
15.10.2021 председателем Хатангского сельского Совета депутатов Б. направлено обращение о проблеме продовольственного обеспечения в поселках Катырык, Новорыбная, Сындасско, Жданиха, Попигай, с приложением подписных листов жителей пос. Попигай, Новорыбная, Сындасско в адрес заместителя прокурора Таймырского района.
По запросу прокурора 10.12.2021 администрацией ТДНм района предоставлен ответ с указанием на то, что существующая в настоящее время транспортная логистика не позволяет осуществлять планомерную доставку товаров для розничной реализации в необходимых объемах в отдаленные труднодоступные населенные пункты муниципального района, с перечнем мер, принимаемых администрацией района по данному вопросу.
В ходе судебного разбирательства судом установлены факты отсутствия транспортного обслуживания населения в периоды, когда не осуществляется речная навигация, круглогодичного обеспечения населения услугами торговли.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований, поскольку в нарушение возложенной законом обязанности администрацией ТДНм района не созданы условия для предоставления населению указанных услуг, что нарушает права и законные интересы жителей указанных выше поселков, которые вследствие бездействия органа местного самоуправления лишены нормальных условий жизнедеятельности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
С данными выводами соглашается и судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Руководствуясь ч.1, ч. 3 ст. 14, п. 6, п.18 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 - ФЗ, п. 21 ст. 6, п. 5 ст. 7 Устава администрации ТДНм района, суды пришли к верному выводу о том, что обеспечение поселков Кресты, Катырык, Новорыбная, Сындасско, Жданиха, Попигай, Хета, Новая услугами торговли круглогодично является обязанностью администрации ТДНм района, однако данная обязанность не исполняется ответчиком по причине, в том числе, отсутствия круглогодичного регулярного транспортного сообщения с указанными населенными пунктами, тогда как предоставление транспортного обслуживания населению в границах муниципального района также является вопросом местного значения.
Данные выводы судов соответствуют приведенным нормам закона, доводами кассационной жалобы не опровергнуты, в связи с чем позиция заявителя о необходимости возложения ответственности также на Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, администрацию с.п. Хатанга, Правительство Красноярского края, Министерство транспорта Красноярского края отклоняется судом кассационной инстанции.
Доводы заявителя, выражающего несогласие с оценкой судом представленных по делу доказательств, в частности подписных листов жителей поселков Попигай, Новорыбная, Сындасско от 14-15.10.2021 об отсутствии перечисленных в них продуктов, опровергаемых письмом администрации с/п Хатанга N 2509 от 15.10.2021 о том, что часть этих продуктов в указанных поселках имеется, кроме того, подписные листы подтверждают отсутствие продуктов питания только в указанные в них даты, не являются основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку не опровергают выводы судебных инстанции и направлены на переоценку доказательств по делу, что к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.
Доводы кассатора относительно того, что судом не устанавливалось наличие либо отсутствие транспортной доступности между п. Хатанга и г. Дудинка в период, когда речная навигация не осуществляется, отклоняются как несостоятельные к отмене судебных актов. Вопреки таким доводам, решение содержит суждение суда об отсутствии транспортного обслуживания населения в периоды, когда не осуществляется речная навигация между поселками Кресты и Жданиха МО "сельское поселение Хатанга" и г. Дудинка ТДНм района.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены, что в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ является недопустимым в суде кассационной инстанции, в связи с чем они не могут являться основаниями к отмене судебных актов. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дудинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г, дополнительное решение Дудинского районного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Соловьев
Судьи А.О. Нестеренко
А.С. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.