Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 18 ноября 2022 г. по делу N 33а-1048/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) - Сутковецкой О.Ю. на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 25 августа 2022 г, которым частично удовлетворены заявленные сержантом Куликовой Еленой Николаевной требования о признании незаконными действий Минобороны России, федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Департамент строительства), связанных с порядком начисления доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения (далее - доход от инвестирования) на ее именной накопительный счет (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела и содержание решения и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Минобороны России - Орлова И.Н. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Куликова Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконными действия Минобороны России, ФГКУ "Росвоенипотека" и Департамента строительства, связанные с не начислением на ее ИНС участника НИС дохода от инвестирования накоплений за период с 19 апреля 2012 г. по 26 ноября 2018г.;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет величины дохода от инвестирования за указанный период, который должен был быть начислен на ее ИНС при своевременном включении ее в реестр участников НИС;
- обязать Минобороны России и Департамент строительства довести до ФГКУ "Росвоенипотека" дополнительные лимиты бюджетных денежных средств в размере неначисленного дохода от инвестирования за указанный период.
Решением гарнизонного военного суда требования истца удовлетворены частично. Заявленные к Минобороны России и ФГКУ "Росвоенипотека" требования суд удовлетворил. В удовлетворении требований о возложении на Департамент строительства обязанности по перечислению денежных средств судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Минобороны России просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить и в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование автор жалобы утверждает, что Куликова Е.Н. о размере начисленного дохода от инвестирования на ее ИНС могла узнать в 2018 году при проведении административного расследования, связанного с несвоевременным включением ее в реестр участников НИС. Поэтому на основании статьи 219 КАС РФ необходимо было отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд с исковым заявлением.
Представитель Минобороны России, ссылаясь на Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", указывает, что начисление дохода от инвестирования военнослужащим, которые не были включены в реестр участников НИС, не предусмотрено.
В жалобе также обращается внимание на то, что судом первой инстанции в адрес Минобороны России не были направлены копии административного искового заявления и приложенных к нему документов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с частями 1, 4-6 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также из иных источников.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В силу пункта 14 ч. 2 ст. 9 названного Федерального закона основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников накопительно-ипотечной системы для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, является заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Согласно пункту 6 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр накопительно-ипотечной системы независимо от даты фактического включения его в указанный реестр.
Исходя из пункта 7 этих же Правил, расчет суммы дохода от инвестирования для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Таким образом, при расчете накоплений для жилищного обеспечения учитывается, что их формирование на именном накопительном счете осуществляется нарастающим итогом за весь период прохождения участником НИС военной службы с момента возникновения у него оснований для включения в реестр участников НИС.
Согласно материалам дела, Куликова Е.Н. проходила военную службу с 2003 по 2011 год. 19 апреля 2012 г. она вновь поступила на военную службу.
В связи с нарушением командованием воинской части порядка представления документов для включения военнослужащих в реестр НИС, что подтверждено материалами административного расследования, Куликова Е.Н. была включена в названный реестр 27 ноября 2018 г. с датой возникновения основания для включения в реестр - 19 апреля 2012 г.
За период с 19 апреля 2012 г. по 26ноября 2018 г. доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, передаваемых в доверительное управление, предусмотренный для участников НИС, ей не начислялся.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что несвоевременное включение Куликовой Е.Н. в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения в меньшем размере, чем тот, на который она могла рассчитывать в случае включения ее в реестр в установленные сроки. Поэтому суд принял обоснованное решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр участников несвоевременно или не находились в указанном реестре, является необоснованным и противоречит вышеуказанным положениям закона.
В соответствии с частью 1.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Учитывая то, что на момент обращения в суд Куликова Е.Н. проходила военную службу, являлась участником НИС, ее счет закрыт не был, то до закрытия такого счета и исключения из реестра участников НИС в связи с исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению административный истец вправе рассчитывать на зачисление недостающей суммы доходов от инвестирования для жилищного обеспечения и требовать устранения нарушения прав, связанных с реализацией данного правового статуса. Поэтому оснований для применения положений части 8 ст. 219 КАС РФ о последствиях пропуска срока в суд без уважительной причины не имеется.
Из материалов дела следует, что 12 августа 2022 г. Куликова Е.Н, уточнив заявленные требования, просила признать незаконными, в том числе и действия Минобороны России, связанные с порядком начисления доходов от инвестирования, в связи с чем это министерство было привлечено к участию в деле. В тот же день копия определения судьи о привлечении Минобороны России к участию в деле и заявления об уточнении исковых требований было направлено этому административному ответчику. Ходатайств от указанного органа о направлении копии административного искового заявления либо об ознакомлении с ним в материалах дела не имеется. Поэтому довод жалобы о нарушении процессуальных прав Минобороны России является необоснованным.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 25 августа 2022 г. по административному исковому заявлению Куликовой Елены Николаевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи Д.В. Меркулов
М.Г. Шуайпов
Мотивированное апелляционное определение
составлено 24 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.