Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре в г. Когалыме "данные изъяты" "данные изъяты". на вступившие в законную силу решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре в г. Когалыме "данные изъяты" "данные изъяты". от 17 февраля 2022 года N 19 акционерное обществе "Тандер" (далее - АО "Тандер", Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 августа 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, в отношении АО "Тандер" прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Возражения на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Как установлено из материалов дела, в период с 09 ноября по 30 ноября 2021 года в отношении АО "Тандер" была проведена плановая выездная проверка, в рамках которой 15 ноября 2021 года произведен осмотр магазина "Магнит" Семейный, расположенного по ул. Дружбы Народов, 60 в г. Когалыме. Осмотром установлено, что в холодильном оборудовании сектора производства находились заготовки овощные (лук зеленый и лук репчатый) без информации о дате изготовления и сроке годности, что является нарушением требований статей 11, 15, 17, 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.3, 2.6 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года N 32.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу о недопустимости добытых по делу доказательств, поскольку они получены в ходе плановой выездной проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований закона к организации и проведению контрольных (надзорных) мероприятий, выразившимися в несвоевременном уведомлении Общества о начале проверки, в нарушение требований части 6 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 248-ФЗ). При этом судьей было установлено, что решение о проведении выездной плановой проверки от 28 октября 2021 года направлено в адрес АО "Тандер" 29 октября 2021 года почтовым отправлением и получено Обществом 09 ноября 2021 года, то есть в день начала проверки.
С выводами судьи городского суда согласился судья суда округа при пересмотре дела по жалобе должностного лица, дополнительно сославшись на отсутствие в материалах дела об административном правонарушении заключения эксперта, ссылка на которое имеется в акте проверки, и на производство осмотра магазина с нарушением требований части 2 статьи 76 Федерального закона N 248-ФЗ, без применения видеозаписи.
Однако эти выводы судебных инстанций основаны на неполном исследовании всех обстоятельств дела.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц, урегулированы Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица (часть 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ).
Признавая несвоевременным уведомление АО "Тандер" о проведении плановой выездной проверки (в день начала проверки), судья городского суда не учел, что контролирующим органом были приняты все необходимые меры для выполнения требований части 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ. Решение о проведении проверки принято 28 октября 2021 года, направлено в адрес Общества заказной почтовой корреспонденцией 29 октября 2021 года, прибыло в место вручения 05 ноября 2021 года и получено адресатом 09 ноября 2021 года. Учитывая, что копия решения о проведении проверки заблаговременно, за четыре дня, поступила в отделение почтовой связи, у АО "Тандер" имелась реальная возможность реализовать свое право на своевременное получение юридически значимой информации, которым общество не воспользовалось по своему усмотрению.
Кроме того, согласно части 2 статьи 76 Федерального закона N 248-ФЗ осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
Как видно из материалов дела в ходе проверки Общества был осуществлен осмотр магазина "Магнит" Семейный, расположенный по ул. Дружбы Народов, 60 в г. Когалыме. Осмотр произведен в присутствии представителя АО "Тандер" - руководителя сектора производства "данные изъяты". По результатам осмотра составлен протокол, подписанный как должностным лицом контролирующего органа, так и представителем контролируемого лица.
Вывод судьи суда округа о производстве осмотра с нарушением процессуальных норм ввиду отсутствия видеофиксации осмотра основан на неверном толковании нормы части 2 статьи 76 Федерального закона N 248-ФЗ, предусматривающей в качестве гарантии соблюдения прав контролируемого лица при проведении осмотра две альтернативные формы контроля: присутствие контролируемого лица (его представителя) или применение видеозаписи.
Учитывая, что при осмотре магазина "Магнит" Семейный присутствовал представитель АО "Тандер" - руководитель сектора производства "данные изъяты", ведение видеозаписи не являлось обязательным.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.
На основании статьи 26.10 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Однако судьей суда округа эти требования закона не выполнены. Ссылаясь на отсутствие в материалах дела экспертного заключения, как на основание для признания контрольного мероприятия проведенным с грубыми нарушениями закона, судья не принял мер к истребованию заключения эксперта, не дал этому документу оценки с точки зрения его доказательственного значения для существа правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что судьями городского и окружного судов было допущено существенное (фундаментальное) нарушение процессуальных требований КоАП РФ, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенная судьями обеих судебных инстанций неполнота исследования всех обстоятельств дела не позволила принять законные и обоснованные решения, решение судьи городского суда от 06 июня 2022 года, решение судьи суда автономного округа от 04 августа 2022 года подлежат отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению в городской суд на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное и всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.