Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Пашкульской Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" к Картель Екатерине Александровне о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение, по иску Картель Екатерины Александровны к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" о возложении обязанности провести перерасчет за содержание нежилого помещения, по кассационным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Ресурс", администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области, органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом "Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения представителя ответчика Халилова К.А. по доверенности от 25 января 2022 г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" обратилось в суд с иском Картель Екатерине Александровне о взыскании задолженности по оплате содержания общего имущества за период с 01 января 2020 г. по 30 апреля 2020 г. в размере 76871, 60 руб. и судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 2506, 15 руб.
В обоснование исковых требований указано, что истец осуществляет управление домом N "данные изъяты". Картель Е.А. является собственником нежилых помещений площадью 111, 1 кв.м и 52, 6 кв.м в многоквартирном доме по указанному адресу, при этом не исполняет надлежащим образом обязанность по оплате содержания общего имущества.
Картель Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО "Ресурс" и администрации городского округа Краснотурьинск о признании тарифа за услугу "содержание жилья" в размере 127, 69 руб. 69 незаконным, возложении обязанности на ООО "Ресурс" произвести перерасчет за период с 01 сентября 2019 г. по настоящее время услуги "содержание жилья" из расчета 32, 83 руб. за 1 кв.м. помещения.
В обоснование иска указано, что до 01 сентября 2019 г. размер платы за содержание жилья (общего имущества) составлял 32, 83 руб. за 1 кв.м, с 01 сентября 2019 г. указанная плата составила 127, 69 руб. за 1 кв.м. Основанием для изменения размера платы за содержание жилья явилось постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21 августа 2019 г. N 882 "Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск". Полагает, что указанное постановление является незаконным, влечет нарушение прав истца, как собственника нежилых помещений, поскольку значительно увеличивает бремя содержания общего имущества.
Определением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 27 января 2021 г. требование Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск об оспаривании размера платы за содержание нежилого помещения выделено в отдельное производство в связи с необходимостью его рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29 ноября 2021 г. гражданские дела по иску ООО "Ресурс" к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение, по иску Картель Е.А. к ООО "Ресурс" о возложении обязанности провести перерасчет за содержание нежилого помещения объединены в одно производство.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03 декабря 2021 г. исковые требования ООО "Ресурс" удовлетворены, с Картель Е.А. в пользу истца взысканы задолженность по оплате жилого помещения за период с 01 января 2020 г. по 30 апреля 2020 г. в размере 76 871, 60 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 506, 15 руб. Исковые требования Картель Е.А. к ООО "Ресурс" о возложении обязанности провести перерасчет за содержание нежилого помещения оставлены без удовлетворения. Также ООО "Ресурс" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 831, 28 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 марта 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда перешла к рассмотрению указанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Краснотурьинск и орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом "Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск". Производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01 февраля 2022 г. по делу N 2а-3/2022 по административным исковым заявлениям ООО "Доставка пенсий", Картель Е.А. к администрации (исполнительно-распорядительному органу) городского округа Краснотурьинск о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления незаконным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 июня 2022 г. производство по делу возобновлено в связи с вступлением решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области по делу N 2а-3/2022 от 01 февраля 2022 г. в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 июня 2022 г. решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03 декабря 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за содержание общего имущества за период с 01 января 2020 г. по 30 апреля 2020 г. в размере 76871, 60 руб. отказано. Исковые требования Картель Е.А. удовлетворены в части. Судом постановлено обязать общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" произвести перерасчет платы за услугу содержание общего имущества с 01 декабря 2019 г. из расчета 32, 83 руб. за 1 кв.м. нежилых помещений, принадлежащих Картель Е.А, общей площадью 111, 1 кв.м и 52, 6 кв.м в многоквартирном доме N "данные изъяты"
В удовлетворении остальной части исковых требований Картель Е.А. отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ресурс" просит отменить судебное постановление, ссылаясь на его незаконность.
В обоснование жалобы указано, что размер задолженности Картель Е.А. установлен исходя из ставки платы на содержание жилого помещения, установленной по результатам открытого конкурса, и для этого не требовалось решения общего собрания либо постановления администрации, проверка правильности и обоснованности размера платы, установленной по результатам конкурса, не является юридически значимым обстоятельством, так как результаты конкурса и договор управления, заключенный по его итогам, Картель Е.А. не обжаловались; выводы о произвольности установления размера платы не являются обоснованными, так как ООО "Инвест Аудит", указывая на отсутствие расшифровки расчета размера платы, не запрашивали через суд у организатора конкурса расчет размера платы; договор управления соответствует требования статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в нем указаны все существенные условия, в том числе порядок определения размера платы; определение о переходе к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции и приостановлении производства по делу ООО "Ресурс" не направлялось, информации в сети "Интернет" не было размещено, в связи с чем заявитель не имел возможности представить возражения по выводам экспертизы; выводы о необходимости перерасчета по тарифу 32, 83 руб. противоречит не оспоренным результатам конкурса и выводам судов по делу 2а-3/2022.
В дополнения к кассационной жалобе ООО "Ресурс" указывает, что п.34 Правил N491 не применим, так как в данном случае плата должна устанавливаться по результатам открытого конкурса, порядок определения платы за жилое помещение в многоквартирном доме организатором конкурса по результатам проведенного конкурса не предполагает принцип экономического обоснования тарифа; совпадение размера платы, указанной в договоре управления и Постановлении N882 в размере 127, 69 руб. не свидетельствует о неразумности и произвольности тарифа, определенного по конкурсу; экспертное заключение при рассмотрении дела не оценивалось и не исследовалось, и стороны были лишены возможности представить возражения; судом апелляционной инстанции необоснованно было принято указанное заключение в качестве дополнительного доказательства, хотя у представителя Картель имелась возможность представить ее в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе администрации г. Краснотурьинск также выражено несогласие с апелляционным определением, поскольку выводы суда о возобновлении действия постановления N613 не соответствует действительности, так как постановлением администрации г.Краснотурьинск от 15 апреля 2021 г. N308 данное постановление было повторно признано утратившим силу, соответственно, размер платы 32, 83 руб. является недействующим; согласно части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации плата в спорном многоквартирном доме должна устанавливаться по результатам открытого конкурса, который был проведен, и результаты проведенного конкурса не оспаривались и не признавались недействительными, установление тарифа на основании постановления администрации будет свидетельствовать о выходе администрацией за пределы ее полномочий; суд вышел за пределы иска, рассмотрев вопрос обоснованности тарифа, установленного открытым конкурсом, поскольку результаты конкурса, заключенный договор предметом спора не являлись.
От комитета по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск поступила кассационная жалоба на апелляционное определение, согласно которой плата в спорном МКД должна устанавливаться по результатам открытого конкурса, суд признал договор управления ничтожным в связи с отсутствием расшифровки расчета размера платы без выводов о нарушениях требований к порядку проведения конкурса, требований к содержанию документации открытого конкурса, заключения договора управления по результатам открытого конкурса; результаты проведенного конкурса не оспаривались и не признавались недействительными.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик Картель Е.А. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалоб.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Картель Е.А. является собственником нежилых помещений общей площадью 163, 7 кв.м, расположенных в многоквартирном доме "данные изъяты" а именно: помещения площадью 111, 1 кв.м. с 17 марта 2015 г, помещения площадью 52, 6 кв.м. с 23 ноября 2016 г..
Ставка платы на содержание общего имущества для собственников нежилых помещений в данном доме до 01 сентября 2019 г. была установлена постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 17 июня 2016 г. N 613 (в редакции постановления от 29 декабря 2018 г. N 1501) "Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы" в размере 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме.
05 августа 2019 г. органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом "Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск" проведен конкурс (торги), предметом которого явилось право заключения договора управления многоквартирными домами, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) городского округа Краснотурьинск, в том числе домом "данные изъяты"
По результатам открытого конкурса между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом "Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск" и ООО "Ресурс" 20 августа 2019 г. заключен договор управления многоквартирными домами, в которых находится (располагается) муниципальный (специализированный) жилищный фонд (общежития) городского округа Краснотурьинск. Предметом договора является оказание управляющей организацией услуг по управлению многоквартирными домами, в том числе домом "данные изъяты" Разделом 3 договора предусмотрено, что плата по настоящему договору включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включая плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме (согласно перечню в Приложении N 2), в том числе плату за коммунальные ресурсы в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Постановлению администрации городского округа Краснотурьинск N 882 от 21 августа 2019 г. на период с 01 сентября 2019 г. по 31 августа 2022 г. установлен уровень платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), расположенных по адресу: "данные изъяты" размере 100 % от стоимости за содержание жилого (нежилого) помещения, в размере 100 % от стоимости содержания жилого помещения для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, не принявших решения о размере платы, в многоквартирном жилом доме, в котором находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) и 100 % от стоимости содержания нежилого помещения для собственников (пользователей) нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в котором находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие), п.2 установлена плата для указанной лиц за содержание жилого (нежилого) помещения сроком на три г. на период с 01 сентября 2019 г. по 31 августа 2022 г. (приложение N 1 к настоящему Постановлению) в размере 127, 69 руб.
Пунктом 15 Постановления N 882 признано утратившим силу с 01 сентября 2019 г. постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 17 июня 2016 г. N613 "Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы".
От управляющей организации ООО "Ресурс" в адрес Картель Е.А. был направлен проект договора на управление, содержание общего имущества многоквартирного дома с владельцем нежилого помещения в МКД от 11 ноября 2019 г, по условиям которого предлагалось установить плату за содержание и ремонт общего имущества для нежилого помещения в размере 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. Со стороны Картель Е.А. данный договор подписан не был.
Согласно представленному ООО "Ресурс" расчету, задолженность Картель Е.А. по оплате содержания общего имущества за период с 01 декабря 2019 г. по 30 апреля 2020 г. с учетом произведенной оплаты в сумме 30000 руб. составляет 76871, 60 руб, из которых плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, - 2357, 35 руб.
Расчет произведен на основании ставки платы за содержание общего имущества в размере 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. помещения.
Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 18 марта 2021 г. N 218 с момента его опубликования в рамках самоконтроля Постановление N 882 признано утратившим силу.
Иных постановлений об установлении ставки платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах на спорный период администрацией городского округа Краснотурьинск не выносилось.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01 февраля 2022 г. по делу N 2а-3/2022 удовлетворены административные исковые заявления ООО "Доставка пенсий", Картель Е.А, признано недействующим с 21 августа 2019 г. по 18 марта 2021 г. постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21 августа 2019 г. N 882 "Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск" в части платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), в размере 127 руб. 69 коп. за квадратный метр, расположенных по адресу: "данные изъяты" сроком на три г. на период с 01 сентября 2019 г. по 31 августа 2022 г..
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31 мая 2022 г. изменен абзац 2 резолютивной части решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01 февраля 2022 г. с изложением его в следующей редакции:
Признать недействующим со дня его принятия пункт 2 постановления администрации городского округа Краснотурьинск от 21 августа 2019 г. N 882 "Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск", устанавливающий плату за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) в размере 127 руб. 69 коп. за квадратный метр, расположенных по адресу: "данные изъяты" сроком на три года на период с 01 сентября 2019 г. по 31 августа 2022 г..
В остальной части решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
При разрешении данного административного дела, на основании экспертного заключения ООО "Инвест-Аудит" от 21 сентября 2021 г. установлено, что тариф на содержание общего имущества в размере 127, 69 руб. за 1 кв.м. за содержание помещения, указанный в постановлении N 882, договоре управления многоквартирными домами, в которых находится муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) городского округа Краснотурьинск, заключенном между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом "Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск" и ООО "Ресурс" от 20 августа 2019 г, извещении о проведении торгов N 040719/0070194/01 с датой публикации 05 июля 2019 г. в отношении помещений в жилом доме по адресу: "данные изъяты", на период с 01 сентября 2019 г. по 31 августа 2022 г. не является экономически обоснованным, так как ни один из указанных документов не содержит подробную расшифровку расчета размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, что исключает возможность его проверки на соответствие нормативным требованиям; расчет размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений произведен в целом по группе из четырех домов, без учета имеющихся отличий по каждому из четырех домов; ни один из указанных документов не содержит информацию о наличии в здании по адресу: "данные изъяты" помещений, не относящихся к муниципальному специализированному жилищному фонду (общежитиям) с отличающимся назначением использования помещений.
Рассмотрев по существу заявленные исковые требования по правилам рассмотрения суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренной главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что условие договора управления многоквартирным домом об установлении ставки платы за содержание общего имущества в произвольном размере, превышающем ранее действующую ставку платы почти в четыре раза, противоречит требованиям статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158, части 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 34, 35 Правил N 491 и является ничтожным (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), как противоречащее существу законодательного регулирования обязательств по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, а также посягающее на интересы третьих лиц - собственников помещений, которые вносят плату за содержание общего имущества в завышенном размере.
Применив последствия недействительности сделки - договора управления многоквартирным домом в части установленной ставки платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае размер платы за содержание жилого помещения должен определяться исходя из размера тарифа, установленного постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 17 июня 2016 г. N 613 в размере 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме в соответствии с пунктом 34 Правил N 491.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Ресурс", судебная коллегия исходила из того, что с 01 декабря 2019 г. по 30 апреля 2020 г. задолженность Картель Е.А. за содержание общего имущества и за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества составила 29228, 70 руб, которая в спорный период была погашена Картель Е.А. платежными поручениями от 14 января 2020 г. N 44 на сумму 24272 руб. 64коп, от 12 августа 2020 N 601 на сумму 30000 руб.
Разрешая требования Картель Е.А, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что решением мирового судьи судебного участка N 1 Краснотурьинского судебного района Свердловской области от 26 мая 2020 г. с Картель Е.А. в пользу ООО "Ресурс" уже была взыскана плата за содержание общего имущества за период с 01 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. в размере 40381, 62 руб, указал, что на ООО "Ресурс" должна быть возложена обязанность произвести перерасчет платы за услугу содержание общего имущества, начиная с 01 декабря 2019 г, из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. нежилых помещений, принадлежащих Картель Е.А, общей площадью 111, 1 кв.м и 52, 6 кв.м в многоквартирном доме N. "данные изъяты" Свердловской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение г. до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определены существенные условия договора управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 части 3 названной статьи предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случае проведения органами местного самоуправления открытого конкурса либо при непосредственном управлении собственниками жилых помещений многоквартирным домом, которые не установили размеры такой платы.
Вместе с тем, как верно отметил суд апелляционной инстанции, размер такой платы не может быть установлен произвольно, а должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности, что следует из части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Кроме того, пунктом 35 Правил содержания общего имущества установлен принцип соразмерности платы за содержание жилого помещения, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.
Указанные требования закона органом местного самоуправления не были выполнены, поскольку как установлено судом при рассмотрении административного дела по административному иску ООО "Доставка пенсий", Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления незаконным, а потому в силу пункта 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежало оспариванию в рамках настоящего дела, тариф на содержание общего имущества в размере 127руб. 69 коп. за 1 кв.м. за содержание помещения, указанный в постановлении N 882, договоре управления многоквартирными домами, в которых находится муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) городского округа Краснотурьинск, заключенном между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом "Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск" и ООО "Ресурс" от 20 августа 2019 г, извещении о проведении торгов N 040719/0070194/01 с датой публикации 05 июля 2019 г. в отношении помещений в жилом доме по адресу: "данные изъяты", на период с 01 сентября 2019 г. по 31 августа 2022 г. не является экономически обоснованным, так как ни один из указанных документов не содержит подробную расшифровку расчета размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, что исключает возможность его проверки на соответствие нормативным требованиям; расчет размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений произведен в целом по группе из четырех домов, без учета имеющихся отличий по каждому из четырех домов; ни один из указанных документов не содержит информацию о наличии в здании по адресу: "данные изъяты", помещений, не относящихся к муниципальному специализированному жилищному фонду (общежитиям) с отличающимся назначением использования помещений
При таком положении разрешая настоящий спор, судебная коллегия верно пришла к выводу, что условие договора управления многоквартирным домом об установлении ставки платы за содержание общего имущества в произвольном размере, превышающем ранее действующую ставку платы почти в четыре раза, противоречит требованиям статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158, части 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 34, 35 Правил N 491 и является ничтожным (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам жалобы проверяя соответствие требованиям закона основания установления оспариваемого размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, суд действовал в пределах заявленных требований как первоначального иска о взыскании задолженности по оплате за нежилое помещение и коммунальных, так и встречного иска о возложении обязанности провести перерасчет, не нарушив положения части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильными являются и выводы суда апелляционной инстанции о применении ранее действующего тарифа, установленного постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 17 июня 2016 г. N 613, для расчета задолженности за содержание общего имущества, учитывая, что иного постановления органа местного самоуправления об утверждении размера платы за содержание общего имущества, в том числе и в отношении спорного многоквартирного дома принято не было.
При разрешении иных доводов кассационных жалоб, направленных исключительно на оспаривание выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые кассатор ссылается в жалобе.
Все доводы и доказательства, приводимые авторами жалоб в обоснование своей позиции по делу, были предметом оценки суда апелляционной инстанций, обжалуемый судебный акт отвечают требованиям части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включает в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Таким образом, судом верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 июня 2022 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ресурс", администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области, органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом "Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.