Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2003 г. N А21-7353/03-C1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 23.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Гурьевскому району Калининградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.09.03 по делу N А21-7353/03-С1 (судья Карамышева Л.П.),
установил:
Предприниматель Агапова Рена Владимировна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Инспекции по Гурьевскому району Калининградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 28796 руб. 30 коп. излишне уплаченного единого социального налога за 2002 год.
Решением суда от 11.09.03 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанный судебный акт ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что перерасчет единого социального налога первоначально произведен предпринимателем правильно, в соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ). По мнению налоговой инспекции, указанный закон вступает в силу, а, следовательно и подлежит применению, с 1 января 2002 года.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Агапова Р.В. в соответствии с патентом от 20.12.01 N AC 39 951053 (лист дела 8) в 2002 году применяла упрощенную систему налогообложения учета и отчетности.
Согласно налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год предпринимателем был исчислено и уплачено в соответствующий бюджет 30420 руб. 96 коп. единого социального налога, что подтверждается платежными документами (листы дела 15-19). Судом первой инстанции установлено, что расчет единого социального налога за 2002 год произведен заявителем с учетом изменений, внесенных Законом N 198-ФЗ.
Предприниматель Агапова Р.В. 30.04.03 обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате 27614 руб. 74 коп. излишне уплаченного единого социального налога за 2002 год. Поскольку заявление оставлено налоговой инспекцией без ответа, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Законом N 198-ФЗ внесены изменения в статьи 236 и 237 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названным нормам изменена налоговая база единого социального налога для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Кодекс согласно пункту 2 статьи 1 устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование данных вопросов не может осуществляться иначе, чем это предусмотрено Кодексом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 5 Кодекса, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. То есть положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации имеют приоритет и подлежат безусловному применению при решении вопросов о вступлении в силу законов, регулирующих уплату налогов, которые приняты в период действия названной нормы.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.04.03 N 159-О указал, что положения Закона N 198-ФЗ в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения "подлежат применению, по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, то есть не ранее чем с 1 февраля 2002 года".
Следовательно, согласно положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Закон N 198-ФЗ вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по единому социальному налогу, но не ранее 1 февраля 2002 года.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что Закон N 198-ФЗ вступил в силу с 1 января 2003 года, то есть с первого числа очередного налогового периода, наступившего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного Закона.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что налогоплательщик ошибочно произвел перерасчет единого социального налога за 2002 год на основании пункта 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Законом N 198-ФЗ и вступающих в силу с 1 января 2003 года. Таким образом у предпринимателя имеется переплата по единому социальному налогу в сумме 28796 руб. 30 коп.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.09.03 по делу N А21-7353/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Гурьевскому району Калининградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2003 г. N А21-7353/03-C1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника