Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2003 г. N А56-31690/01
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 мая 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А.,
при участии от муниципального совета муниципального образования "Измайловское" (округ N 5) Калугина B.C. (доверенность от 06.06.03 N 11), от Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга Черновой В.А. (доверенность от 04.01.03 N 01-0217), от государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга" Чубарева Е.Г. (доверенность от 10.01.03 N 26-к), от муниципального совета муниципальное образование муниципального округа N 4 Тинясевой О.В. (доверенность от 04.02.03), от муниципального совета муниципального образования "Коломна" (округ N 1) Васильева Д.А. (доверенность от 26.01.03),
рассмотрев 09.06.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального совета муниципального образования "Измайловское" (округ N 5) на решение от 15.11.02 (судья Пасько О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.03.03 (судьи Кожемякина Е.В., Копылова Л.С., Мельникова Н.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31690/01,
установил:
Муниципальный совет муниципального образования "Измайловское", округ N 5 (далее - Совет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием к государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга" (далее - Центр) о признании недействительными соглашений, касающихся порядка зачисления и использования штрафов в 2001 году.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены муниципальный совет муниципального образования "Коломна" (округ N 1), далее - округ N 1, муниципальный совет муниципального образования "Сенной" (округ N 2), далее - округ N 2, муниципальный совет муниципального образования "Адмиралтейский" (округ N 3), далее - округ N 3, муниципальный совет муниципального образования муниципального округа N 4, далее - округ N 4, муниципальный совет муниципального образования муниципального округа N 6, далее - округ N 6.
Определением суда от 17.12.01 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.02 определение от 17.12.01 отменено. Дело передано в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Определением от 11.04.02 округа N 1, N 2, N 3, N 4, N 6 привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Постановлением кассационной инстанции от 10.06.02 постановление апелляционной инстанции от 21.02.02 оставлено без изменения.
Определением от 17.10.02 округ N 4 из числа ответчиков исключен. К участию в деле в качестве ответчика привлечена Местная администрация Муниципального образования муниципального округа N 4 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет финансов администрации Санкт-Петербурга.
Решением от 15.11.02 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Совет просит отменить решение от 15.11.02 и постановление от 05.03.03 и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил положения статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не применил Устав Санкт-Петербурга и Закон Санкт-Петербурга "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представители Совета поддержали доводы кассационной жалобы, а представители ответчиков отклонили их, и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Округа N 2, N 3 и N 6 о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между округом N 1 и Центром заключено соглашение от 30.01.2001, в соответствии с которым денежные средства, полученные от взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства, зачисляются на бюджетный счет этого муниципального совета с последующим перечислением части денежных средств на счет Центра. Аналогичные соглашения в 2001 году Центр заключил с округами NN 2, 3, 4, 6 (том дела I, листы 22-31).
По мнению истца, соглашения противоречат пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации. Совет полагает, что все штрафы, наложенные должностными лицами Центра, подлежат зачислению на бюджетный счет муниципального образования "Измайловское", поскольку Центр находится на территории последнего, округ N 5.
Судебные инстанции правомерно отклонили доводы Совета, связанные с толкованием названной нормы материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Центр зарегистрирован в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. В пределах этого административного района находятся 6 муниципальных округов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 23.06.97 N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" обеспечение санитарного благополучия населения муниципального образования, а также осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования отнесены к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований. В статье 8 Закона N 52-ФЗ закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право является конституционным (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Судебными инстанциями установлено, что Центр и его учреждения осуществляют деятельность по государственному санитарноэпидемиологическому надзору на всей территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Доводы ответчиков о том, что направление денежных средств (штрафов) в один муниципальный округ ущемляло бы права граждан, проживающих на территории других муниципальных образований, в полной мере отвечают положениям Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов. Названные доводы обоснованно приняты судебными инстанциями и положены в основу обжалуемых судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены; доказательства оценены полно и всесторонне. Процессуальные основания к изменению либо отмене решения и постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.11.02 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31690/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального совета муниципального образования "Измайловское" (округ N 5) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. N А56-31690/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника