Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 октября 2003 г. N А42-2665/03-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев 06.10.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального совета закрытого административно-территориального образования Снежногорск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.05.03 по делу N А42-2665/03-20 (судьи Драчева Н.И., Романова А.А., Быкова Н.В.),
установил:
Мурманское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействующим решения Муниципального совета закрытого административно-территориального образования Снежногорск (далее - МС ЗАТО Снежногорск) от 30.01.03 N 10 "Об обороте алкогольной продукции".
Решением суда от 23.05.03 заявленное ТУ МАП требование удовлетворено.
В кассационной жалобе МС ЗАТО Снежногорск просит отменить решение от 23.05.03 в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд ошибочно не применил пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1213 (далее - Указ N 1213), согласно которому органам местного самоуправления предоставлено право разрабатывать дополнительные ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением МС ЗАТО Снежногорск от 30.01.03 N 10 "установлена розничная реализация алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта свыше 22 процентов в магазинах, независимо от организационно-правовой формы, с 11 до 23 часов".
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.95 N 171-ФЗ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
Федеральным законом N 171-ФЗ не установлены ограничения в части режима работы магазинов, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции. Названный Федеральный закон наделяет органы местного самоуправления полномочиями лишь по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством (статья 7). Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14.07.92 N 3297-1 также не предусмотрено право органов местного самоуправления вводить ограничения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 3 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" следует, что режим работы торговой организации устанавливается ею самостоятельно (за исключением режима работы государственных и муниципальных организаций торговли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается: вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Учитывая приведенные нормативные положения, суд сделал правильный вывод о том, что решение МС ЗАТО Снежногорск от 30.01.03 N 10 принято с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления. Указанное решение ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и может иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку МС ЗАТО Снежногорск на пункт 4 Указа N 1213. Указом Президента Российской Федерации от 08.04.03 N 410 Указ N 1213 признан утратившим силу с 1 июля 2002 года.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.05.03 по делу N А42-2665/03-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Муниципального совета закрытого административно-территориального образования Снежногорск - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается: вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября 2003 г. N А42-2665/03-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника