Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 декабря 2003 г. N А42-5384/03-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Мурманского отделения N 8627 юрисконсульта Биушкиной О.А. (доверенность 22.11.2002 N 01-2/22-1098), юрисконсульта Федоровой А.Ю. (доверенность от 14.05.2003 N 01-2/22-1660,
рассмотрев 23.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Мурманского отделения N 8627 на решение от 15.08.2003 (судья Янковая Г.П.) и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2003 (судьи Евтушенко О.А., Посыпанко Е.Н., Сигаева Т.К.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-5384/03-23,
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Мурманского отделения N 8627 (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 28.04.2003 N 639.
Решением от 15.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2003, суд отказал Банку в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Банк, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и постановление и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что судом неправильно применена статья 4 Закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ). По мнению Банка, в связи с вступлением в силу статьи 2 Закона N 110-ФЗ налог на пользователей автомобильных дорог не имеет законодательной базы для его взимания и, соответственно, для налогоплательщиков прекращена обязанность по уплате названного налога с 31.08.2002.
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители Банка поддержали доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Банком декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 28.04.2003 N 639, которым Банку доначислен 1 909 995 руб. налога на пользователей автомобильных дорог.
В ходе проверки Инспекция установила, что заявитель не исчислил и не уплатил в бюджет налог на пользователей автомобильных дорог за сентябрь-декабрь 2002 года.
Банк не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в суд, полагая, что согласно Закону N 110-ФЗ с сентября 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог отменен и не подлежит уплате.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что в 2002 году налогоплательщики обязаны уплачивать спорный налог, поскольку он является действующим и законно установленным.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правильным.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
Подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно статье 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" из Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" исключена статья 5.
Статьей 21 Закона N 110-ФЗ установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.
Так, в соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 9 указанного Закона, а также статья 2, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а подпункт 1 статьи 20 этого же Закона дополнен подпунктом "ж" "транспортный налог" вступают в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, до 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.
Этот же вывод следует из статьи 4 Закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.
Данный вывод подтверждается и тем, что в абзаце 4 статьи 20 Закона N 110-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя об отмене налога на пользователей автомобильных дорог с 01.09.2003.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2003 Арбитражного суда Мурманской области делу А42-5384/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Мурманского отделения N 8627 - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 декабря 2003 г. N А42-5384/03-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника