Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2004 г. N А13-3819/03-20
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Кустова А.А. и Сосниной О.Г.,
рассмотрев 14.01.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение 03.09.03 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 22.10.03 (судьи Курпанова Н.Ю., Лемешов В.А., Муханова Г.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3819/03-20,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Телеантенна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту финансов администрации Вологодской области (далее - Департамент), Управлению федерального казначейства Российской Федерации по Вологодской области (далее - Управление), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о компенсации 15403810 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам, проживающим в городе Череповце, льгот по оплате за пользование коллективными телевизионными антеннами за период с 2001 года по апрель 2003 года в соответствии с Законами Российской Федерации от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах"), от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон "О статусе военнослужащих"), от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской атомной электростанции" (далее - Закон) и Законом Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Вологодской области), а также о взыскании 15000 руб. расходов на оплату услуг адвоката.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по социальной защите населения города Череповца (далее - Комитет).
Определением от 22.08.03 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент труда и социального развития Вологодской области.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил компенсировать ему за счет казны Российской Федерации 7400 руб. расходов на предоставление соответствующим категориям граждан скидок по оплате за пользование коллективной телевизионной антенной согласно Закону за период с 2001 года по май 2003 года, а также 1508987 руб. 50 коп. названных расходов за тот же период - за счет казны Вологодской области согласно Закону "О ветеранах". Истец отказался от иска в части компенсации 1580 руб. за 2002 год и 10170 руб. за 2003 год расходов, связанных с предоставлением упомянутых льгот в соответствии с Законом Вологодской области, 8717 руб. 50 коп. за 2001 год и 1080 руб. за 2002 год расходов в соответствии с Законом "О милиции", 495 руб. за 2001 год и 1420 руб. за 2002 год в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих".
Решением от 03.09.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.03, исковые требования удовлетворены. С Минфина в пользу общества за счет казны Российской Федерации взыскано 7400 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Законом, и 100 руб. расходов на оплату услуг адвоката. С Департамента в пользу общества за счет казны Вологодской области взыскано 1508987 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Законом "О ветеранах", и 4900 руб. расходов на оплату услуг адвоката.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований в части взыскания компенсации с Минфина.
По мнению подателя жалобы, в федеральных бюджетах на 2001 и 2002 годы предусматривались и в достаточном объеме выделялись денежные средства, предназначенные для компенсации расходов на предоставление названных льгот; а исполнение бюджета на 2003 год еще не закончилось.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом, в период с 2001 года по май 2003 года общество при взимании платы за использование коммунальной антенны предоставило скидку в размере 50% соответствующим категориям граждан согласно федеральным законам и законам Вологодской области. В связи с этим истец обратился в суд с иском о возмещении возникших расходов.
Факт предоставления льгот и их размер ответчиками не оспариваются.
В соответствии со статьей 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, гарантируется предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых).
В силу положений статьи 5 Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией настоящего Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 утвержден порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона.
Согласно пункту 2 названного постановления Минфин при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год обязан предусматривать ассигнования на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона.
Законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства на компенсацию расходов на предоставление льгот гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, не предусматривались. Как установлено судом, Минфин не представил доказательства того, что в 2001 году денежные средства на компенсацию этих расходов выделялись. Согласно акту сверки расчетов между отделом субсидий Комитета и обществом затраты истца на предоставление в 2001 году соответствующим категориям граждан скидок по оплате за пользование коллективными телевизионными антеннами в сумме 4655 руб. не возмещены (л.д. 92).
В соответствии со статьями 55 Закона Российской Федерации от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и 54 Закона Российской Федерации от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, осуществляется из Фонда компенсаций. Порядок расходования денежных средств из Фонда компенсаций определен постановлением Правительства от 13.05.02 N 310 "О порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", действие которого продлено на 2003 год.
Судом установлено, что средств, выделенных Вологодской области из федерального бюджета в составе Фонда компенсаций, оказалось недостаточно, в связи с чем истец не получил компенсацию расходов в 2002 году в сумме 2250 руб., в 2003 году - 495 руб., что подтверждается упомянутым актом сверки.
Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в суде от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является Минфин.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что суд правомерно взыскал 7400 руб. расходов с Минфина за счет казны Российской Федерации.
Судебные акты в части взыскания 1508987 руб. 50 коп. расходов с Департамента за счет казны Вологодской области не обжалуются.
Нарушений норм процессуального права кассационная инстанция не установила.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение 03.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3819/03-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. N А13-3819/03-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника