Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 октября 2003 г. N А66-3089-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Эльт Л.Т., судей Ветошкиной О.В. и Кузнецовой Н.Г.,
при участии в судебном заседании от Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Колебановой Н.В. (доверенность от 09.06.2003),
рассмотрев 28.10.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 16.06.03 (судья Ильина В.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 05.08.03 (судьи Перкина В.В., Бажан О.М., Владимирова Г.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-3089-03,
установил:
Заволжское районное отделение города Твери Межрегиональной общественной организации инвалидов "Союз инвалидов "Патриот" (далее - отделение общественной организации) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения от 17.02.03 N 55 Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) и о взыскании 1 712 руб. убытков.
Решением суда от 16.06.03 заявленные отделением общественной организации требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.08.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение фонда просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 12.02.01 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" (далее - Закон N 17-ФЗ). Податель жалобы также считает, что судом необоснованно отклонено его ходатайство об обращении арбитражного суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия указанной нормы Закона N 17-ФЗ Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель отделения фонда поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отделение общественной организации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 04.01.03 N 17 отделением фонда в январе 2003 года проведена выездная документальная проверка отделения общественной организации по вопросам правильности начисления, расходования и перечисления средств страхователя на осуществление страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2000 по 30.09.02. По результатам проверки составлен от 10.01.03 акт N 20 (листы дела 16-20). К данному акту ответчиком приняты изменения и дополнения от 23.01.03, согласно которым отделению общественной организации предлагается уплатить в срок до 5 февраля 2003 года 1 616 руб. недоимки по страховым взносам и 96 руб. пеней с учетом 25 руб. переплаты по страховым взносам, имевшейся у заявителя (листы дела 37-39). Указанная недоимка возникла в результате неправомерного, по мнению органа Фонда социального страхования Российской Федерации, применения отделением общественной организации льготы, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 17-ФЗ.
Отделение фонда вынесло решение от 17.02.03 N 55 о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пеней, которым предложило заявителю уплатить сумму недоимки и пеней в Срок до 28.02.03. Так как в добровольном порядке требование не исполнено, платежным поручением 28.02.03 отделением фонда со счета заявителя в бесспорном порядке списано 1 712 руб.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 17-ФЗ установлено, что в 2001 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных статьей 1 Закона.
Исходя из положений указанной статьи, законодатель связывает применение льготы по уплате страховых взносов не с деятельностью общественной организации или составом наемных работников, а с субъектным составом ее членов.
Согласно документам, представленным отделением общественной организации, членство инвалидов в ней составляет 100 процентов. Таким образом, судом сделан правильный вывод о законности и обоснованности применения отделением общественной организации льготы, установленной статьей 2 Закона N 17-ФЗ.
Доводы подателя жалобы о необоснованном отклонении ходатайства отделения фонда об обращении арбитражного суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия статьи 2 Федерального закона от 12.02.01 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" Конституции Российской Федерации кассационной инстанцией не принимаются.
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Согласно статье 36 указанного закона основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, Кассационная инстанция полагает, что неопределенность в понимании положений статьи 2 Федерального закона от 12.02.01 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" отсутствует.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.12.2000 законодатель вправе, в силу экономической целесообразности и иных социальных и политических причин, освободить от уплаты налогов определенную категорию граждан или организаций. Установление подобной льготы не может быть в данном случае истолковано как нарушение принципа равенства или иных конституционных прав и свобод граждан. Кроме того, оценка целесообразности предоставления государством льгот той или иной категории граждан не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.03 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-3089-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Т. Эльт |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2003 г. N А66-3089-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника