Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 декабря 2003 г. N А21-6085/03-С1
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 25.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2003 по делу N А21-6085/03-С1 (судья Сергеева И.С.),
установил:
Закрытое акционерное общество "ГМБ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) о возврате из бюджета 177 850 руб. 81 коп. излишне взысканных пеней по налогу на прибыль.
Решением суда от 22.08.2003 заявление Общества удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда. Налоговый орган считает, что суд неправомерно применил статью 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку налоговое законодательство предусматривает только два способа взыскания налога (сбора) и пеней - взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. В данном случае начисление пеней по налогу на прибыль и их зачет в счет возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) не является взысканием.
Инспекция также полагает, что факт наличия переплаты по одному налогу, не является основанием, препятствующим для начисления пеней по другому налогу, так как пени начисляются не на сумму налогов подлежащих уплате в соответствующий бюджет, а на каждую недоимку по налогу, если он не уплачен в установленный законодательством срок. По мнению налогового органа, НДС не был уплачен Обществом в бюджет, в связи с чем переплаты по налогу нет.
В отзыве Общество отклонило доводы жалобы Инспекции, считая их несостоятельными, и просит решение суда оставить без изменения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Общество в 1999-2001 годах оказывало услуги по перегрузке экспортируемых грузов.
Общество представило в налоговый орган декларации по НДС за IV квартал 1999 года и I-III кварталы 2000 года и в связи со льготой по экспорту заявило к возмещению из бюджета суммы НДС, уплаченные сторонним организациям.
Заявитель обратился в Инспекцию с письмами от 26.04.2000 N 26/04-1, от 03.11.2000 N 03/11-2 и от 01.12.2000 N 01/12-2 о зачете имеющейся переплаты по НДС в счет уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет за I-III кварталы 2000 года.
Налоговый орган письмом от 30.01.2001 N 9-04/344 сообщил Обществу о произведенном зачете сумм НДС за I-III кварталы 2000 года в счет погашения недоимок по НДС, по налогу на прибыль, по подоходному налогу, а также 131 815 руб. 16 коп. пеней по налогу на прибыль.
Общество представило в налоговый орган декларации по НДС за IV квартал 2000 года и II квартал 2001 года и письмами от 19.02.2001 N 19/02-2, от 06.06.2001 N 06/06-3 и от 24.08.2001 N 24/08-8 просило зачесть имеющуюся переплату по НДС в счет платежей по налогу на прибыль за IV квартал 2000 года и I-III кварталы 2001 года.
Инспекция письмом от 29.08.2001 N 5/30-10089 сообщила заявителю о произведенном зачете сумм НДС за I квартал 2001 года в счет уплаты недоимок по налогу на прибыль, а также 57 217 руб. 98 коп. пеней по этому налогу.
Таким образом, Инспекцией удержано 189 033 руб. 14 коп. пеней по налогу на прибыль, начисленных за период с 11.05.2000 по 28.08.2001.
Как следует их кассационной жалобы налогового органа, указанная сумма пеней образовалась в период между датой подачи Обществом декларацию по НДС и датой принятия решения о возмещении (зачете) заявителю налога.
Общество считает 177 850 руб. 81 коп. (обжалуемая сумма) пеней по налогу на прибыль излишне взысканными и подлежащими возврату в порядке статьи 79 НК РФ, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что переплата по НДС возникла у Общества с даты представления налоговых деклараций, а не с даты принятия налоговым органом решения о возмещении (зачете) НДС. Следовательно, начисление пеней по налогу на прибыль за период между датой подачи декларации по НДС и датой принятия решения, неправомерно.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права, установлены статьей 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС"), действовавшей до 01.01.2001. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС". Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ, вступившего в силу с 01.01.2001, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления декларации.
Как видно из материалов дела, Инспекция подтвердила право Общества на возмещение НДС из бюджета по декларациям за IV квартал 1999 года и I-III кварталы 2000 года, в связи с чем Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о зачете причитающихся к возврату сумм НДС, в счет платежей по налогу на прибыль, которые налоговым органом удовлетворены и зачет был произведен.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ в случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о том, что в силу статьи 176 НК РФ право заявителя на применение налоговой ставки 0% возникает с момента подачи декларации по этому налогу, а не с даты вынесения налоговым органом решения о возмещении Обществу НДС.
Однако при принятии решения суд первой инстанции не учел и не установил следующее.
В своих заявлениях о зачете, направленных налоговому органу, заявитель просит зачесть подлежащую возмещению из бюджета сумму НДС в счет уплаты других налогов, в том числе по налогу на прибыль. Однако в этих заявлениях Общества не содержится сведений о зачете НДС в счет уплаты текущих платежей по налогу на прибыль, либо в счет погашения недоимки по налогу на прибыль, образовавшейся за конкретный период. Инспекция же зачла подлежащий возмещению НДС в счет погашения недоимки по налогу на прибыль и уплаты пеней по налогу на прибыль. Суд первой инстанции не установил: имелась ли у Общества недоимка по налогу на прибыль за конкретный период в момент подачи Обществом заявления о зачете НДС. Установление этого обстоятельства имеет решающее значение в части обоснованности начисления Инспекцией в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней по налогу на прибыль.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных налога или пеней подлежит возврату налогоплательщику. Однако пени по налогу на прибыль Инспекцией не взыскивались, а были зачтены в счет суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, в связи с чем заявитель не вправе в соответствии со статьей 79 НК РФ требовать в судебном порядке возврата пеней.
Следовательно, заявитель вправе обжаловать в установленном порядке решения Инспекции о зачете пеней в счет суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета и требовать возмещения 177 850 руб. 81 коп. НДС, неосновательно зачтенных налоговым органом в счет уплаты пеней по налогу на прибыль, если на момент подачи заявления о зачете он докажет отсутствие у него недоимки по уплате налога на прибыль.
Таким образом, решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду необходимо: предложить заявителю в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменить предмет заявленных требований; установить факт наличия или отсутствия у Общества недоимки по налогу на прибыль за конкретный период в момент подачи Обществом заявления о зачете НДС, оценить позиции сторон и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 3 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2003 по делу N А21-6085/03-С1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 декабря 2003 г. N А21-6085/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника