Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 января 2004 г. N А42-7400/02-С2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
при участии от администрации города Мурманска Кузнецовой Т.Ю. (доверенность от 16.01.2004), от открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" Климова А.О. (доверенность от 31.12.2003),
рассмотрев 27.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2003 по делу N А42-7400/02-С2 (судья Асаулова М.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманэлектросвязь" (далее - ОАО "Мурманэлектросвязь") в лице филиала "Мурманский телефон" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации города Мурманска, управлению финансов администрации города Мурманска о взыскании 705 736 руб. 98 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50 - процентной скидки за пользование телефоном за период с января по июнь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве ответчиков к участию в деле привлечены Комитет по социальной защите населения администрации Мурманской области, Департамент финансов администрации Мурманской области, управление финансов администрации города Мурманска.
Определением от 15.11.2002 произведена замена истца в связи с его реорганизацией на правопреемника - открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице структурного подразделения "Мурманский телефон" - филиала ОАО "Мурманэлектросвязь" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком").
Решением от 08.10.2003 исковые требования удовлетворены в полном объеме путем взыскания 705 736 руб. 98 коп. с администрации города Мурманска (далее - Администрация).
В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, суд при вынесении решения, во-первых, не применил Федеральный закон "О связи", согласно статье 30 которого возмещение недополученных предприятиями связи доходов в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан производится за счет средств федерального бюджета; во-вторых необоснованно возложил на Администрацию обязанность по возмещению убытков истца, поскольку денежных средств, выделенных в 2002 году из Фонда компенсаций федерального бюджета городу Мурманску для реализации Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", было недостаточно.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Северо-Западный Телеком" выразило несогласие с доводами Администрации и просило оставить решение без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, истцом с января по июнь 2002 года в соответствии со статьей 28 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) были предоставлены льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 705 736 руб. 98 коп. Факт предоставления льгот и размер понесенных при этом расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 названного Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ в редакции от 17.07.1999, действовавшей в спорный период, при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" Мурманской области на реализацию предусмотрено Закона выделение субсидий из Фонда компенсаций в сумме 85 912 тыс. руб.
Судом первой инстанции установлено, что указанные денежные средства получены Мурманской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, в том числе городу Мурманску направлено 37 198 тыс. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 был утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок), срок действия которого был продлен на 2002 год. В нарушение этого Порядка Администрация не учитывала к учету расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льгот инвалидам по оплате услуг связи, следовательно, эти расходы не могли быть учтены и департаментом финансов Мурманской области при направлении заявки в Министерство финансов Российской Федерации об изменении размеров субсидий на реализацию Закона, выделяемых из Фонда компенсаций. Таким образом, суд, полагая, что невозмещение понесенных истцом расходов обусловлено действиями Администрации, принял решение о взыскании с нее истребуемой суммы.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда недостаточно обоснованным. Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, относятся к публичным, поэтому установление вины в действиях (бездействии) Администрации не является безусловным основанием возложения на нее обязанности компенсировать истцу расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот.
Частичная оплата услуг льготным категориям потребителей - инвалидам предусмотрена из федерального бюджета на основании указания об этом в соответствующих законах.
При вынесении решения судом не проверены доводы Администрации о недостаточности денежных средств, выделенных в 2002 году из Фонда компенсаций федерального бюджета городу Мурманску.
Поскольку выводы суда, содержащиеся в решении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и являются недостаточно обоснованными, решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать результаты проверки Счетной палатой Российской Федерации использования денежных средств Фонда компенсаций, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Мурманской области и городу Мурманску, рассмотреть вопрос о целесообразности привлечения к участию в деле в качестве ответчика Министерства финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2003 по делу N А42-7400/02-С2 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
О.Г.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2004 г. N А42-7400/02-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника