Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 февраля 2004 г. N А56-29907/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Плотниковой О.В. (доверенность от 08.09.2003 N 14(03)-08/10934); от Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации Кулевой И.В. (доверенность от 22.09.2003 N Ю-11/867), рассмотрев 03.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение от 16.07.2003 (судья Масенкова И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2003 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29907/02,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Предприятие) 4 164 руб. штрафных санкций на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 16.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2003, налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, в соответствии с Положением о сборе на уборку территорий населенных пунктов муниципального образования "Кировский район Ленинградской области" в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, налоговым периодом по уплате сбора на уборку территорий для Предприятия является календарный месяц.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленных Предприятием расчетов по сбору на уборку территорий за апрель 2002 года налоговая инспекция выявила и отразила в акте от 04.07.2002 N 11-20/9718 неполную уплату ответчиком указанного сбора за январь-апрель 2002 года в сумме 20 818 руб.
По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 26.07.2002 N 11-20/10570 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 4 164 руб. штрафных санкций.
В требовании от 26.07.2002 N 1948 налоговая инспекция предложила Предприятию в срок до 06 08.2002 уплатить указанную сумму штрафных санкций.
Поскольку налогоплательщик не уплатил в установленный требованием срок 4 164 руб. штрафа, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суд первой инстанции отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявления, придя к выводу, что сбор на уборку территорий не является налогом и за неуплату этого сбора налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения, указав, что Предприятие не может быть привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату сбора на уборку территорий за январь-апрель 2002 года, поскольку налоговым периодом по данному сбору является календарный год.
Кассационная инстанция считает выводы судов ошибочными, а обжалуемые судебные акты - подлежащими отмене.
Сбор на уборку территорий как местный налог введен подпунктом "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В период спорных правоотношений данная статья не признана утратившей силу.
Пунктом 4 статьи 21 указанного Закона предусмотрено, что налоги и сборы, перечисленные в подпунктах "з"-"х" пункта 1 названной статьи, могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
На территориях населенных пунктов муниципального образования "Кировский район Ленинградской области" сбор на уборку территорий введен с 01.01.2002 решением муниципального образования "Кировский район Ленинградской области" от 19.09.2001 N 33. Этим же решением утверждено Положение о сборе на уборку территорий населенных пунктов муниципального образования "Кировский район Ленинградской области" (далее - Положение о сборе).
Согласно статье 8 НК РФ налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.
Положением о сборе определены плательщики сбора и установлены все необходимые элементы налогообложения, в том числе порядок исчисления и сроки уплаты сбора на уборку территорий.
Из совокупности изложенных норм следует, что сбор на уборку территорий подпадает под определение налога, установлен в законодательном порядке, и Предприятие, являясь плательщиком этого сбора, обязано его исчислить и уплатить в соответствии с Положением о сборе.
Как указано в пункте 43 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом статьи 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного "сбор". Если же имеется в виду обязательный индивидуально безвозмездный платеж, поименованный "сбор", но подпадающий под определение налога, данное в пункте 1 статьи 8 НК РФ, то неуплата такого сбора при наличии указанных в статье 122 НК РФ обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей.
Таким образом, за неуплату или неполную уплату сбора на уборку территорий налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Согласно пункту 6 Положения о сборе (в редакции, действовавшей до 23.10.2002) исчисление сбора производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года исходя из установленной ставки и фактического объема реализации продукции. Для предприятий, у которых сумма сбора превышает 600 тыс. рублей в квартал, уплата и представление расчета производится ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Следовательно, до 23.10.2002 Предприятие было обязано производить уплату сбора на уборку территорий ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Поскольку налогоплательщик за январь-апрель 2002 года не уплатил 20 818 руб. сбора на уборку территорий, налоговая инспекция правомерно привлекла Предприятие к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 4 164 руб. штрафа.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29907/02 отменить.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в доход местного бюджета 4 164 руб. штрафа.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в доход федерального бюджета 416 руб. 40 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2004 г. N А56-29907/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника