Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2004 г. N А66-5891-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Иванова И.А. (доверенность от 05.01.2004 N 102), от общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" Бачевской О.Б. (доверенность от 06.08.2003), рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.10.2003 по делу N А66-5891-03 (судья Бажан О.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 19.05.2003 N 571-21/147, о котором Обществу сообщено заключением от 21.05.2003 N 21-27/4406, об отказе Обществу в возмещении 625959 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2003 года.
Решением суда от 13.10.2003 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение контракта от 10.04.2002 N 0204-10, заключенного с Бендерским шелковым объединением (Молдавия), Общество в январе 2003 года реализовало на экспорт нить вискозную. В соответствии с пунктом 3 названного контракта оплата поставленного товара производится встречными поставками Обществу ткани подкладочной вискозной.
Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2003 года по экспортным операциям, а также комплект документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 625959 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг).
Налоговая инспекция совместно с Отделом таможенной инспекции Тверской таможни провела камеральную проверку представленных Обществом декларации и документов, по результатам которой составила акт от 14.04.2003 N 314-21/873 ДСП и приняла решение от 19.05.2003 N 571-21/147, которым отказала Обществу в возмещении 625959 руб. налога на добавленную стоимость на том основании, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры от 25.03.2002 N 25 и от 16.04.2002 N 31 оформлены с нарушением Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914. Кроме того, по результатам проверки представленных документов и в ходе проведения встречных проверок налоговая инспекция сделала вывод о недобросовестности заявителя. По мнению налогового органа, осуществленные Обществом сделки по экспорту и импорту являются экономически не выгодными и убыточными.
В заключении от 21.05.2003 N 21-27/4406 налоговая инспекция сообщила заявителю о принятом решении и основаниях отказа в возмещении 625959 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2003 года.
Считая отказ налогового органа в возмещении указанной суммы налога незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 19.05.2003 N 571-21/147.
Подтверждая право Общества на возмещение 625959 руб. налога на добавленную стоимость, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В соответствии с названными нормами для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В силу пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и видно из материалов дела, что Обществом для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов представлены в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как указано в пункте 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Поскольку вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации по экспортным операциям (пункт 3 статьи 172 НК РФ), Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов, помимо комплекта документов, подтверждающих право на применение ставки 0 процентов, представило документы, подтверждающие право на налоговые вычеты.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ.
Как видно из материалов дела, счета-фактуры от 25.03.2002 N 25 и от 16.04.2002 N 31, представленные Обществом в налоговый орган в качестве основания для принятия к вычету 625959 руб. 54 коп. налога на добавленную стоимость оформлены в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 НК РФ и Порядком ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как видно из материалов дела и установлено судом, уплата Обществом поставщику (обществу с ограниченной ответственностью "МФК-Полихим") 3755755 руб., в том числе 625959 руб. 54 коп. налога на добавленную стоимость, по спорным счетам-фактурам за товар (нить вискозную), реализованный впоследствии на экспорт, подтверждается актами зачета взаимной задолженности по состоянию на 01.07.2002.
Факты отгрузки Обществом товара (нити вискозной) на экспорт и оплаты товара встречными поставками ткани подкладочной вискозной, подтверждаются материалами дела.
Таким образом, доказательств недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов налоговым органом не представлено и судом не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение налогового органа от 19.05.2003 N 571-21/147 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 625959 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за январь 2003 года по экспортным операциям правомерно признано судом первой инстанции недействительным, и оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятого судом решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.10.2003 по делу N А66-5891-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А66-5891-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника