Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2004 г. N А26-5808/03-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Онего-Бизнес" Бушмакина Д.В. (доверенность от 26.08.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия Александрович Е.О. (доверенность от 21.01.2004 N 1.4-07/12),
рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2003 по делу N А26-5808/03-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Онего-Бизнес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелии (далее - налоговая инспекция) от 23.06.2003 N 4.4-03/403 и об обязании налоговой инспекции возвратить Обществу из бюджета 643216 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль, ноябрь и декабрь 2002 года.
Решением суда от 14.10.2003, заявленные Обществом требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и отказать в иске, ссылаясь на неправильное применение судом нормы материального права - статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки правомерности предъявления Обществом в уточненных налоговых деклараций за июль, ноябрь и декабрь 2002 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченных налогоплательщиком его поставщикам по материально-товарным ценностям, использованным для производства продукции, налоговой инспекцией выявлены необоснованные налоговые вычеты при наличии счетов-фактур, составленных с нарушением установленного порядка (не указаны почтовые адреса грузополучателя и грузоотправителей).
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2003 и принято решение от 23.06.2003 N 4.4-03/403 об отказе Обществу в возмещении из бюджета НДС, доначислении 643216 руб.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции принял во внимание, что Общество доказало факты оплаты оказанных услуг и уплаты налога, а также в связи с тем, что до вынесения решения налогоплательщиком были представлены счета-фактуры, в которых обществами с ограниченной ответственностью "Камистанкоагрегат", "Автостройсервис" и "Микс" внесены необходимые изменения .
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании документов, предусмотренных пунктом 3 названной статьи, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. В связи с этим пунктами 1 и 2 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, а счета-фактуры, составленные и выставленные (продавцом) с нарушением порядка, определенного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В данном случае налоговая инспекция в результате налоговой проверки вменила обществу неправомерное применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, составленным с нарушением положений подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Однако Общество в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 и пунктом 5 статьи 100 НК РФ вместе с возражениями по акту налоговой проверки (листы дела 39, 41, 43, 47, 49, 52 и 55) представило в налоговую инспекцию исправленные счета-фактуры, оформленные поставщиками истца с соблюдением требований подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
При таких обстоятельствах руководитель налогового органа (его заместитель) при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверки согласно пунктам 1 - 3 статьи 101 НК РФ должен принять во внимание и проверить доводы, приведенные налогоплательщиком в свою защиту. При этом следует учесть, что счета-фактуры составляют и выставляют продавцы товаров (работ, услуг) при их приобретении налогоплательщиком, а пункт 2 статьи 169 НК РФ не исключает право налогоплательщика применить налоговый вычет и возместить НДС, устранив нарушения, допущенные поставщиками товаров (работ, услуг) при оформлении счетов-фактур.
В данном случае Общество представило в налоговый орган счета-фактуры, оформленные поставщиками в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, взамен ранее выданных и тем самым подтвердило в соответствии с положениями статей 169, 171, 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ право на применение налоговых вычетов по указанным счетам-фактурам и на возмещение НДС.
По мнению кассационной инстанции, довод налоговой инспекции о том, что счета-фактуры не могут быть исправлены и при этом нарушены положения пункта 29 Правил ведения журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, является несостоятельным и не может быть принят во внимание. Статьей 81 НК РФ установлен порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию, а в данном случае представление налогоплательщиком исправленных его поставщиками счетов-фактур не повлекло изменения декларации.
При указанных обстоятельствах следует признать, что судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2003 по делу N А26-5808/03-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А26-5808/03-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника