Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2004 г. N А66-5642-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 24.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 13.11.03 по делу N А66-5642-03 (судьи Кожемятова Л.Н., Орлова В.А., Белов О.В.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Интерлэйс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) от 09.07.03 N 04/1216 в части взыскания с Общества 1 798 руб. штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ, а также доначисления 8 991 руб. подоходного налога и 1 465 руб. пеней по этому налогу.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать недействительным названное решение Инспекции в части доначисления 8 991 руб. подоходного налога, начисления 1 465 руб. пеней и взыскания 1 868 руб. 40 коп. штрафа.
Решением суда от 26.09.03 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, решение Инспекции признано недействительным в части взыскания с налогоплательщика 8 842 руб. доначисленного подоходного налога, 1 366 руб. пеней и 1 768 руб. 40 коп. штрафа; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.03 решение суда первой инстанции от 26.09.03 частично отменено, удовлетворено требование Общества в части признания недействительным решения налогового органа о привлечении заявителя к ответственности в виде взыскания по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган справок о доходах, полученных частными нотариусами. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 13.11.03 в части отказа в привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений о доходах, выплаченных частным нотариусам. По мнению подателя жалобы, с учетом положений статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.99 N 18-П и пункта 2 статьи 230 НК РФ, устанавливающих обязанность работодателей представлять в налоговый орган сведения о выплатах, произведенных частным нотариусам, "обязанность налогового агента в данном случае ограничивается ведением учета выплаченных физическим лицам доходов и сообщением налоговому органу сведений о таких выплатах".
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления апелляционной инстанции от 13.11.03 проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет подоходного налога и налога на доходы с физических лиц, полноты и своевременности представления в налоговый орган справок о доходах физических лиц и отчетов о суммах удержанного налога за период с 22.06.02 по 03.06.03.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 16.06.03 N 928/1434, на основании которого приняла решение от 09.07.03 N 04/1216 о привлечении налогового агента к ответственности в виде взыскания 1 798 руб. штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению Обществом, а также 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговым агентом в установленные сроки в налоговый орган справок о доходах, полученных частными нотариусами (2 налоговые карточки).
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционная инстанция, удовлетворяя требования налогового агента в части признания недействительным решения Инспекции о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, правомерно исходила из следующего.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных этим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В силу пункта 2 названной статьи налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Из приведенных норм следует, что сведения о доходах физических лиц обязаны представить в налоговый орган те налоговые агенты, которые выплачивают физическим лицам доходы, а также исчисляют, удерживают из этих доходов налог на доходы физических лиц и перечисляют его в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
В пункте 2 названной статьи указано, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214 1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Частные нотариусы в соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК РФ самостоятельно исчисляют и уплачивают названный налог. Исчисление, удержание и перечисление таких налоговых платежей предполагается без участия налоговых агентов применительно к статье 24 НК РФ.
Следовательно, привлечение Общества к ответственности в виде взыскания штрафа за непредставление сведений о денежных средствах, выплаченных частным нотариусам, является неправомерным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а постановление апелляционной инстанции от 13.11.03 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 13.11.03 по делу N А66-5642-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А66-5642-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника