Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Широковой Е.А, Жидковой О.В, с участием прокурора Малышева Я.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-565/2021 по кассационной жалобе Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 года (N 66а-290/2022) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Районный водоканал" о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 сентября 2021 года N 50-в/1 "Об отмене постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2020 года N 70-в/4".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Фомина А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего судебный акт подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее также - агентство, орган регулирования) на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 214-пп, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), осуществляет полномочия по утверждению производственных программ и тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2020 года N 70-в/4 утверждена производственная программа ООО "Районный водоканал", осуществляющего холодное водоснабжение на территории городских поселений "Каменское", "Жердское", "Козьмогородское", "Совпольское", "Соянское", "Целегорское" Мезенского муниципального района Архангельской области, на период с 25 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года согласно приложению N 1; установлены и введены в действие на период с 25 декабря 2020 года по 31 декабря 2021 года тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "Районный водоканал" на территории указанных городских поселений, для населения и потребителей, приравненных к населению, согласно приложению N 2; признаны утратившими силу с 25 декабря 2020 года ряд постановлений агентства по тарифам и ценам Архангельской области и изменений, которые вносятся в некоторые постановления.
Оспариваемым постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 сентября 2021 года N 50-в/1 отменено постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2020 года N 70-в/4.
Постановление от 20 сентября 2021 года N 50-в/1 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 сентября 2021 года, вступило в силу со дня его официального опубликования.
ООО "Районный водоканал" в соответствии с постановлением администрации муниципального образования (МО) "Мезенский район" от 9 ноября 2020 года N 713, вступившим в силу с 1 ноября 2020 года, наделено статусом гарантирующей организации на территории муниципального образования "Мезенский район", осуществляет холодное водоснабжение с использованием муниципальных объектов водоснабжения на основании соглашений о передаче объектов во временное пользование и владение, заключенных с администрацией МО "Мезенский муниципальный район" от 15 октября 2020 года и от 1 ноября 2020 года.
Соглашения от 15 октября 2020 года, от 1 ноября 2020 года заключены с целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайной ситуации, защиты населения и объектов социальной инфраструктуры на основании пункта 10 статьи 4 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в соответствии с решением комиссии по чрезвычайным ситуациям. По соглашениям имущество, принадлежащее муниципальному образованию, передается во временное владение и пользование ООО "Районный водоканал" на срок до заключения в отношении объектов водоснабжения концессионного соглашения, внесение платы за пользование имуществом не предусмотрено.
ООО "Районный водоканал" обратилось в суд с уточненным административным иском о признании недействующим постановления от 20 сентября 2021 года N 50-в/1, ссылаясь на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта пункту 8 части 3 статьи 4 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", постановлению Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения", пункту 105 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также положениям гражданского законодательства Российской Федерации.
В обоснование требований административный истец указал, что постановление принято за пределами полномочий агентства по ценам и тарифам Архангельской области, постановление от 18 декабря 2020 года N 70-в/4 отменено на основании протеста прокуратуры Архангельской области от 18 декабря 2020 года N 70-в/4 об устранении нарушений, допущенных при установлении тарифов, в связи с выявленным фактом несоответствия качества воды, поставляемой ООО "Районный водоканал", гигиеническим нормативам, однако это нарушение не может являться основанием для отмены тарифа, установленного в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. При выявлении несоответствия качества воды гигиеническим нормативам хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, должны разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. На территории городского поселения "Каменское" проводятся мероприятия по приведению питьевой воды в соответствие с санитарными правилами и нормами. Разделение тарифов на техническую и питьевую воду невозможно. Передача объектов водоснабжения в пользование ООО "Районный водоканал" осуществлена в соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Соглашения о передаче объектов в пользование ООО "Районный водоканал" недействительными не признаны. Отсутствие тарифа приведет к невозможности дальнейшей эксплуатации объектов водоснабжения, нарушению прав неопределенного круга лиц.Решением Архангельского областного суда от 1 декабря 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 года решение Архангельского областного суда от 1 декабря 2021 года отменено.
Признано недействующим с момента его принятия постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 сентября 2021 года N 5О-в/4 "Об отмене постановления агентства тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2020 года N 70-в/4".
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 3 октября 2022 года, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, не оспаривая выводов суда апелляционной инстанции по существу спора, ставит вопрос об изменении судебного акта путем исключения из судебного акта указания на отсутствие у Агентства по тарифам и ценам Архангельской области права отменять собственное решение если оно противоречит законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, допущено не было.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской от 3 марта 2004 года N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N123), которые регулируют порядок отмены указанных решений во внесудебном порядке.
Как видно из обжалуемого судебного акта, вывод суда первой инстанции о наличии у Агентства по тарифам и ценам Архангельской области полномочий на отмену постановления от 18 декабря 2020 года N70-в/4 в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123, признан противоречащим содержанию указанной нормы.
Абзац 3 пункта 2 постановления от 3 марта 2004 года N 123 предусматривает полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по отмене решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству в Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также решений, принятых органами местного самоуправления при реализации переданных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, если они противоречат законодательству Российской Федерации, тогда как отмененное постановление от 18 декабря 2020 года N 70-в/4 не является решением органа местного самоуправления.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что пунктом 9 Правил регулирования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) предусмотрены исключения из общего правила о введении тарифов с начала очередного года на срок не менее чем на один год, которые допускают пересмотр тарифов в течение периода регулирования в случае принятия решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации (подпункт "а").
Однако решение органа регулирования о приведении ранее принятого решения об установлении тарифов для ООО "Районный водоканал" в соответствие с законодательством, принятого с соблюдением установленного порядка, в дело представлено не было, на наличие такого решения административный ответчик не указывал, что и было учтено судом апелляционной инстанции.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для изменения апелляционного определения по доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, правильность выводов суда они не опровергают, о незаконности судебного постановления не свидетельствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 года без изменения, кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.