Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2004 г. N А56-25934/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., при участии от Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Невского административного района" Наровской Л.Н. (доверенность от 05.01.2004 N 1), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Верховодова И.В. (доверенность от 19.06.2003 N 16/8951, от Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга Кузьменкова С.А. (доверенность от 24.11.2003 N 01-02/2177),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2003 по делу N А56-25934/03 (судья Саргин А.Н.),
установил:
Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Невского административного района" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 01.08.2003 N 3021138/603 и требования от 01.08.2003 N 3021138.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне заявителя (истца) привлечены Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга и Комитет по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга.
Решением суда от 08.09.2003 требования учреждения удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение статей 246, 247, 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение суда.
Комитет по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в мае 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах в части правильности отражения базы переходного периода в целях исчисления налога на прибыль за 2002 год.
В ходе проверки налоговая инспекция установила и отразила в акте от 25.06.2003 N 3021138 неуплату Учреждением 5 517,2 тыс. руб. налога на прибыль по налоговой базе переходного периода в результате невключения в эту базу 22 988,2 тыс. руб., числящихся как "Доходы будущих периодов" по стр. 980 раздела "Прибыли и убытки" баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам, составленного по состоянию на 01.01.2002.
Налоговая инспекция считает, что поскольку с 01.01.2002 Учреждение перешло на определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по мере оплаты, указанная сумма является дебиторской задолженностью Учреждения по состоянию на 31.12.2001 за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), которая подлежит включению в налоговую базу переходного периода.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 01.08.2003 N 3021138/603 о доначислении 1 724 100 руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, 3 793 100 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, начислении 203 900 руб. пеней за несвоевременную уплату указанных сумм налога, а также о привлечении Учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 220 700 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль.
Требованием налогового органа от 01.08.2003 N 3021138 Учреждению предложено в срок до 06.08.2003 в добровольном порядке уплатить указанные суммы налога, пеней и штрафных санкций.
Считая названные ненормативные акты налоговой инспекции незаконными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд удовлетворил заявление Учреждения, придя к выводу, что Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Невского административного района" является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета на основании сметы доходов и расходов, спорные средства не являются средствами заявителя, так как в полном объеме перечисляются в бюджет Санкт-Петербурга, следовательно, они не подлежат включению Учреждением в налоговую базу переходного периода, облагаемую налогом на прибыль.
Кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
Как указано в пункте 1 статьи 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом.
Поскольку ни в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, ни в Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не дано понятие бюджетного учреждения для целей налогообложения, подлежит применению понятие бюджетного учреждения, приведенное в пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 БК РФ бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Пунктом 2 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 161 БК РФ и пункта 9 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.99 N 107н, бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой отражаются также и все доходы, получаемые от оказания платных услуг, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно Уставу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Невского административного района" Учреждение создано на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 11.04.97 N 318, является некоммерческой организацией и находится в ведении территориального управления Невского административного района Санкт-Петербурга и Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга, осуществляющих координацию и регулирование деятельности Учреждения в соответствии с их компетенцией.
На основании Приказа Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 02.06.2000 N 41 Учреждение включено в Перечень бюджетных учреждений, подведомственных главным распорядителям средств.
Судом первой инстанции на основе представленных сторонами документов также установлено, что учреждение финансируется из бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Из материалов дела видно, что Учреждение представило в налоговый орган расшифровку за 2001 год стр. 980 "Доходы будущих периодов" на сумму 22 988 158 руб., из которой следует, что указанная сумма является неполученными средствами по оплате жилья и коммунальных услуг, арендуемых помещений.
Как пояснил в заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга, при поступлении эти средства в полном объеме перечисляются через соответствующие комитеты Администрации Санкт-Петербурга в бюджет Санкт-Петербурга, то есть не являются средствами Учреждения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2001 включительно, выделить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), и отразить ее в составе доходов, учитываемых при формировании налоговой базы переходного периода.
Налоговый орган включил в налоговую базу переходного периода средства в сумме 22 988, 2 тыс. руб., числящиеся как "Доходы будущих периодов" по стр. 980 раздела "Прибыли и убытки" баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам, составленного по состоянию на 01.01.2002.
На вопрос суда кассационной инстанции об основаниях отнесения средств, числящихся как "Доходы будущих периодов" к дебиторской задолженности, подлежащей включению в налоговую базу переходного периода по налогу на прибыль, представитель налоговой инспекции, присутствовавший в судебном заседании, пояснений не дал. Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые решение и требование налоговой инспекции недействительными.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2003 по делу N А56-25934/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2004 г. N А56-25934/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника