Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сланова Г.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 августа 2022 г. по административному делу N 2а-641/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю к Сланову Г.Г. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 10 по Ставропольскому краю, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Сланову Г.Г. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований инспекция указала на то, что Сланов Г.Г. является плательщиком налога на имущество физических лиц, в установленный срок налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога, которое оставлено без исполнения, вынесенный в отношении должника судебный приказ отменен в связи с возражениями должника. Просила взыскать с административного ответчика задолженность на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов по налогу за период 2019 год в размере 90 348 рублей, пени в размере 1 006, 98 руб.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 6 мая 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 августа 2022 г. решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 6 мая 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск налогового органа удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 6 октября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2022 г, Сланов Г.Г. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы Межрайонной ИФНС N 10 по Ставропольскому краю представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс).
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, статей 399 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога на имущество должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьями Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пеню (часть 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сланов Г.Г. является собственником объектов недвижимого имущества: торгового павильона, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" магазина с парикмахерской, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Межрайонная ИФНС N 10 по Ставропольскому краю произвела начисление суммы налога на имущество физических лиц за период 2019 год и 1 сентября 2020 г. в адрес налогоплательщика направила уведомление N, в связи с неуплатой налога в установленный срок, 11 февраля 2021 г. налогоплательщику направлено требование N об уплате налога в размере 90 348 руб. и пени в размере 1 006, 98 руб, сроком исполнения до 29 марта 2021 г. В установленные сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налога, в связи с чем на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка N 2 г. Ессентуки Ставропольского края от 6 сентября 2021 г. выдан судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 27 сентября 2021 г. в связи с поступлением возражений должника.
Разрешая заявленные Межрайонной ИФНС N 10 по Ставропольскому краю, суд первой инстанции, приняв во внимание в качестве оплаты задолженности по налогу представленные административным ответчиком чеки-ордера от 2 августа 2021 г. на сумму 140 088 руб, 14 717, 28 руб. и от 22 ноября 2021 г. на сумму 159 795 руб, в удовлетворении административного иска отказал.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении требований инспекции, исходил из того, что представленные административным ответчиком платежные документы не подтверждают уплату налогоплательщиком налога за требуемый налоговым органом период.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанным выводом суда апелляционной инстанции, так как он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Поскольку требование об уплате налога административным ответчиком не исполнено, а предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налогов отсутствуют, вывод суда апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных инспекцией требований является законным и обоснованным.
При этом суд апелляционной инстанции установив, что Слановым Г.Г. произведены платежи от 2 августа 2021 г. на сумму 140 088 руб, 14 717, 28 руб. и от 22 ноября 2021 г. на сумму 159 795 руб. с назначением платежа налоговый платеж, пени, платежные реквизиты которого не совпадают в соответствии с требованиями приказа от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" с платежными реквизитами ("Код" распоряжения о переводе денежных средств - уникальный идентификатор начисления), предоставленными налоговым органом, содержащимся в налоговом уведомлении от 1 сентября 2020 г. N, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании налога и пени.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с примененной налоговой ставкой и включением принадлежащего заявителю здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, нельзя принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении подателем жалобы норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных налоговым органом требований правильным, поскольку он основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данным выводом и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сланова Г.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.