Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 ноября 2022 года гражданское дело по иску Атапина Евгения Алексеевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области об оспаривании заключения по результатам служебной проверки
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области
на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 13 декабря 2021 года по гражданскому делу N2-3-220/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июня 2022 года по гражданскому делу N33-4065/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области Скузоватова Е.А, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Атапин Е.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - ГУ МЧС России по Саратовской области) об оспаривании заключения по результатам служебной проверки.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июня 2022 года, признано незаконным заключение по результатам служебной проверки, проведенной по факту предоставления начальником отделения НД и ПР по Романовскому району Саратовской области управления НД и ПР Главного управления майором внутренний службы Атапиным Е.А, при трудоустройстве подложных документов от 22 июля 2021 года.
В поданной кассационной жалобе ГУ МЧС России по Саратовской области просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, Атапин Е.А. с 20 января 2010 года проходил службу в ГУ МЧС России на основании приказа ГУ МЧС России по Саратовской области от 28 января 2010 года N9-НС.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приказа МЧС России от 17 октября 2016 года N550, заместителем начальника юридического отдела ФИО6 проведена служебная проверка по факту предоставления начальником отделения НД и ПР по Романовскому району Саратовской области управления НД и ПР Главного управления майором внутренней службы Атапиным Е.А. при трудоустройстве в Главное управление подложных документов.
Как установлено в ходе проведения служебной проверки, по результатам которой составлено заключение от 22 июля 2021 года, Атапиным Е.А. совершенно действие, нарушающее профессионально этические принципы, нравственные правила поведения сотрудника МЧС России, как гражданина, представившего при трудоустройстве в Главное управление подложное удостоверение гражданина серии ВА N, подлежащего призыву на военную службу с отсрочкой от призыва на военную службу.
Из материала проверки N106-21пр по сообщению о совершении Атапиным Е.А. преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, следует, что 27 апреля 2021 материалы проверки в отношении Атапина Е.А. военно-следственным отделом Саратовского гарнизона ВСУ СК России по ЦВО направлены для рассмотрения по подследственности в отдел полиции N1 в составе УМВД по г. Саратову.
6 мая 2021 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Атапина Е.А. по факту изготовления и сбыта официального документа, предусмотренном частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (отсутствие в деянии состава преступления), которое обжаловано не было.
Приказом ГУ МЧС России по Саратовской области от 27 августа 2021 года N441-НС Атапин Е.А. освобожден со службы на основании пункта 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника).
Разрешая спор и признавая заключение по результатам служебной проверки незаконным, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что факт совершения Атапиным Е.А. проступка не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, вина Атапина Е.А. в предоставлении в 2010 году подложных документов при трудоустройстве на службу в Главное управление, а в дальнейшем в 2014 гаду - при прохождении переосвидетельствования ВВК в соседнем регионе и представлении военного билета в управление кадров взамен удостоверения, по результатам служебной проверки не установлена, в связи с чем, пришли к выводу о незаконности заключения служебной проверки от 22 июля 2021 года.
Судебная коллегия с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может по следующим основаниям.
Спорные правоотношения, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются общими нормами трудового законодательства и специальными нормами Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ).
Согласно статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудниками (часть 1).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника федеральной противопожарной службы должны быть приняты меры, направленные на объективное и всестороннее установление: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе (пункты 1 - 5 части 3 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ).
Сотрудник федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка имеет право, в том числе, обжаловать заключение по результатам служебной проверки в соответствии со статьей 73 настоящего Федерального закона, обратившись в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд (пункт "г" части 7 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Атапин Е.А. с 20 января 2010 года проходил службу в ГУ МЧС России на основании приказа ГУ МЧС России по Саратовской области от 28 января 2010 года N9-НС.
На основании обращения ФИО7 в Военный следственный отдел по Саратовскому гарнизону по факту представления подложных документов Атапиным Е.А. о прохождении военной службы, начальнику Главного управления МЧС России по Саратовской области 2 июня 2021 года дан ответ, из содержания которого следует, что данный факт нашел свое подтверждение.
Так, Атапин Е.А. с 2002 года состоял на учете в ВК Романовского района, где ему был выдан военный билет, 27 мая 2003 года комиссией данного ВК он признан "В"-ограниченно годным к военной службе, о чем имеется отметка в указанном военном билете.
При трудоустройстве в МЧС по Саратовской области данный военный билет представлен не был, вместо него Атапин Е.А. предъявил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, где в 3 разделе "решения призывной комиссии" имеются две отметки о предоставлении отсрочке от призыва на военную службу, которые реально в военном комиссариате Атапину Е.А. не предоставлялись.
Согласно заключению служебной проверки, утвержденной начальником ГУ МЧС России по Саратовской области 22 июля 2021 года, Атапин Е.А, имея на руках одновременно и приписное свидетельство с записями о предоставлении отсрочек и военный билет с категорией "В" (ограниченно годен к военной службе), знал о необходимости прохождения ВВК при устройстве на работу, а также о том, что в его приписном свидетельстве внесены записи по отсрочкам, которые работниками военного комиссариата не вносились.
Кроме того, в 2014 году после получения требования о предоставлении военного билета в кадры ГУ МЧС по Саратовской области и имея на руках военный билет с категорией "В", Атапин Е.А. принял решение о прохождении ВВК на переосвидетельствование в соседнем регионе, для чего во время отпуска временно прописался у знакомых в р.п. Знаменка и прошел переосвидетельствование на ВВК в Тамбовской области.
Таким образом, служебной проверкой от 22 июля 2021 года в отношении Атапина Е.А. установлен факт предоставления истцом подложного документа при трудоустройстве в 2010 году, а также вины Атапина Е.А. в предоставлении подложного документа при трудоустройстве.
Между тем, указанным обстоятельствам судами оценка не дана.
Признавая заключение служебной проверки незаконным, суды первой и апелляционной инстанцией сослались на постановление ОП-1 в составе УМВД России по г. Саратову об отказе в возбуждении уголовного дела от 6 мая 2021 года.
Вместе с тем, судами не учтено, что ОП-1 в составе УМВД России по г.Саратову отказано в возбуждении уголовного дела по факту изготовления и сбыта официального документа в отношении неизвестного лица по причине истечения срока давности по преступлениям небольшой тяжести, что указанное постановление не опровергает фактов, изложенных в заключении служебной проверки от 22 июля 2021 года.
Приведенными выше нормативными положениями определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. При этом законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Однако, судами первой и апелляционной инстанций изложенные нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, не были применены в их системной взаимосвязи и единстве, в связи с чем, нельзя признать правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что выводы оспариваемой служебной проверки не подтверждаются фактическими обстоятельствами.
В решении суда в нарушение требований статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в постановлении суда апелляционной инстанции в нарушение требований статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не приведены мотивы, по которым заключение по результатам служебной проверки было признано незаконным, нет ссылок на положения Федерального закона Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ и Порядка, которые не были соблюдены ответчиком ГУ МЧС России по Саратовской области при проведении служебной проверки.
В нарушение приведенных выше норм материального и процессуального права, суды первой и апелляционной инстанций по существу переоценили результаты проведенной в отношении Атапина Е.А. служебной проверки, оформленной заключением от 22 июля 2021 года, сделали свое заключение об отсутствии со стороны Атапина Е.А. действий по представлению подложных документов при трудоустройстве.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Однако, суды названные требования норм материального и процессуального права не выполнили.
Ввиду изложенного, решение Балашовского районного суда Саратовской области от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июня 2022 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июня 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Балашовский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.