Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.В. к Новороссийской таможне о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания по кассационной жалобе Т.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.01.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Т.В. по доверенности и ордеру - адвоката О.С, выслушав представителей Новороссийской таможни по доверенностям Е.В, Т.А, судебная коллегия
установила:
Т.В. обратилась в суд с иском к Новороссийской таможне, в котором просила признать незаконным и отменить приказ ответчика от 26.04.2021 N 688-КМ "О результатах служебной проверки" в части привлечения Т.В. к дисциплинарной ответственности.
Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 18.08.2021 исковые требования Т.В. удовлетворены. Признан незаконным и отменен приказ Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-КМ "О результатах служебной проверки" в части признания наличия в действиях Т.В. нарушений служебной дисциплины и наложения на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.01.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Т.В. отказано.
В кассационной жалобе Т.В. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд апелляционной инстанции не указал, что именно не сделала Т.В, какие обязанности и действия, положенные ей по должностной инструкции, иным приказам и распоряжениям таможенного органа, она не выполнила, в то время как данные обстоятельств является юридически значимыми для правильного разрешения дела. Указывает, что достоверно установленное судами обстоятельство исполнения истцом планов воспитательно-профилактической работы свидетельствуют об отсутствии в действиях Т.В. нарушений служебной дисциплины. Обращает внимание, что представленные суду материалы служебной проверки, свидетельствуют о правомерности выводов суда первой инстанции о том, что ответчиком не установлены подлежащие в соответствии с пп. 1 п. 2 Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, обязательному установлению обстоятельства: факт совершения истцом дисциплинарного проступка, время, место, а также обстоятельства его совершения, причинно-следственная связь между количеством посещении должностными лицами отдела ИПП Новороссийского западного таможенного поста и совершенным Д.А. преступлением.
В судебном заседании представитель Т.В. по доверенности и ордеру - адвокат О.С. доводы кассационной жалобы поддержала, представители Новороссийской таможни по доверенностям Е.В. и Т.А. возражают относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-КМ "О проведении служебной проверки" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена служебная проверка, поводом для проведения которой послужила информация, изложенная в докладной записке ОИПП от 25.03.2021 N, а также в представлении Новороссийской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции", о возбуждении Краснодарским следственным отделом на транспорте ММСУт СК РФ уголовного дела N от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ч. 1 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) в отношении начальника отдела контроля за таможенным транзитом Новороссийского западного таможенного поста Д.А.
Из материалов служебной проверки следует, что Д.А. не соблюдены требования законодательства о противодействии коррупции, что выразилось во вступление с физическим лицом во внеслужебные отношения с получением незаконного денежного вознаграждения. Причинами и условиями, вследствие которых допущены указанные нарушения, являются ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства сотрудниками таможни, не эффективность мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в системе таможенных органов, отсутствие должного ведомственного контроля за исполнением законодательства о противодействии коррупции со стороны руководства таможенного поста. Данные обстоятельства стали возможными возможным вследствие ослабления контроля за действиями подчиненных должностных лиц со стороны начальника НЗТП Новороссийской таможни К.С. и ненадлежащим проведением воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы заместителями начальника НЗТП Новороссийской таможни А.А. и О.С.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Новороссийской таможни N-КМ "О результатах служебной проверки" начальник Новороссийского западного таможенного поста К.С, заместители начальника Новороссийского западного таможенного поста А.А. и О.С, начальник ОИПП таможни Т.В. привлечены к дисциплинарной ответственности с наложением взыскания в виде выговора.
На основании заключения по результатам служебной проверки и приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-КМ установлено, что совершенный Т.В. дисциплинарный проступок, заключается в нарушении служебной дисциплины, выразившемся в ненадлежащем исполнении обязанностей начальника ОИПП в рамках исполнения функций, возложенных на ОИПП подпунктами 3, 4 пункта 9 Положения об ОИПП, утвержденного приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N, а именно в ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных пунктом 14, подпунктами 5, 18 пункта 15 раздела III Должностной инструкции начальника ОИПП от ДД.ММ.ГГГГ NИ, п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 114-ФЗ, в части ненадлежащего осуществления воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы с должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста.
Судом апелляционной инстанции исследованы положение об отделе ИНН, утвержденное приказом начальника Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N, а также должностная инструкция начальника ОИПП Новороссийской таможни.
Подпунктами 3 и 4 пункта 9 Положения об отделе ИНН, утвержденного приказом Новороссийской таможни от 27.03.2019 N 295, в качестве задач отдела установлены: организация и контроль за проведением индивидуальной воспитательной и предупредительно-профилактической работы, направленной на повышение личной ответственности федеральных государственных служащих таможни и таможенных постов за порученный участок работы, добросовестное выполнение должностного регламента (должностной инструкции), соблюдение служебного распорядка, общих принципов служебного поведения и служебной этики; обучение руководителей структурных подразделений и федеральных государственных служащих, ответственных в таможне и на таможенных постах за предупредительно-профилактическую и воспитательную работу, практике работы с подчиненными федеральными государственными служащими таможни и таможенных постов и оказание им методической помощи.
В соответствии с должностной инструкцией начальника ОИПП от ДД.ММ.ГГГГ NИ начальник ОИПП исполняет обязанности, установленные статьями 7.1 и 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", положением об ОИПП, должностной инструкцией и заключенным контрактом о службе в таможенных органах; контролирует и анализирует состояние морально-психологической обстановки и дисциплины в таможне, принимает безотлагательные меры реагирования на нарушение дисциплины, законности и правопорядка, чрезвычайные происшествия и конфликтные ситуации, требующие оперативного вмешательства в объеме задач и функций отдела; осуществляет координацию деятельности структурных подразделений таможни по разработке и реализации совместных комплексных воспитательных и профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений таможенного законодательства, должностных преступлений и дисциплинарных проступков.
Пунктом 20 Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации", утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право, в ом числе, требовать приобщения к материалам служебной проверки представляемых им заявлений, ходатайств и иных документов.
На основании пп. 5 п. 16 Инструкции N председатель Комиссии обязан, в том числе, рассмотреть и приобщить к материалам проверки заявления, объяснения и другие документы, относящиеся к служебной проверке.
Судами также установлено, что истец документов, подтверждающих посещение Новороссийского западного таможенного поста более одного раза, не приложила, представив при этом все имеющиеся у нее документы, касающиеся существа служебной проверки.
Ответчиком подтверждено и отражено в заключении о результатах служебной проверки, что Т.В. запланированные мероприятия по линии воспитательно-профилактической работы в 2020 г. и истекшем периоде 2021 года в целом исполнялись. Представленная Новороссийской таможней таблица о количестве коррупционных нарушений, допущенных должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста за период с 2017 года по 2020 года - "0" подтверждает необоснованность выводов служебной проверки о ненадлежащем исполнении Т.В. обязанностей начальника ОИПП.
Судами также установлено, что согласно графикам посещения таможенных постов Новороссийской таможни в 2020 и 2021 годах должностными лицами ОИПП таможни было запланировано посещение каждого таможенного поста таможни, в том числе и Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни только 1 раз в год.
Установлено, что посещение Новороссийского западного таможенного поста было осуществлено в августе 2020 года, а в 2021 году посещение Новороссийского западного таможенного поста запланировано на июль, следовательно, с августа 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ истцом посещение Новороссийского западного таможенного поста не осуществлялось.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Новороссийскую таможню поступило представление Новороссийской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции", в котором указано, что Новороссийской транспортной прокуратурой по результатам надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, допущенные должностными лицами таможенного органа, в том числе в части ненадлежащего осуществления Новороссийской таможней организации работы, направленной на предупреждение, профилактику и исключение нарушений антикоррупционного законодательства.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что причинами и условиями, вследствие которых допущены вышеуказанные нарушения, являются ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства сотрудниками таможни, неэффективность мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в системе таможенных органов, отсутствие должного ведомственного контроля за исполнением законодательства о противодействии коррупции со стороны руководства таможенного поста.
Указанные обстоятельства были установлены комиссией по проведению служебной проверки, в связи с чем заместителю начальника Новороссийской таможни Е.Г. указано на необходимость обеспечения переработки Плана воспитательно-профилактической работы Новороссийской таможни на 2021 год в части увеличения количества запланированных мероприятий по антикоррупционной тематике с указанием конкретных сроков их исполнения.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора пришел к верному выводу о том, что совершение Д.К. коррупционного преступления, указывает на недостаточность проводимой работы как подразделением, возглавляемым Т.В, так и руководством Новороссийского западного таможенного поста, что подтверждает причинно-следственную связь между вмененным истцу проступком и наступившими последствиями в виде получения Д.К. взятки.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 N 1396, установлено, что основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 02.08.2012 N 1557 утверждена Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" закреплена обязанность каждого сотрудника таможни соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.
В соответствии с п. 17 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 N 1396 нарушением служебной дисциплины является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.
Согласно пп. 1 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФТС РФ от 02.08.2012 N 1557, в процессе служебной проверки необходимо объективно и всесторонне установить: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; вину сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении несколькими сотрудниками; причинно- следственную связь между действиями (бездействием) сотрудника, причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.
На основании п. 20 Дисциплинарного устава при наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.
Согласно разделу 14 Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 N 1388-р, система управления кадровым составом таможенных органов, основанная на рациональном планировании подготовки и подбора кадров, соблюдении принципов противодействия коррупции, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, является важнейшим условием развития таможенной службы Российской Федерации.
Особая роль в этой работе отводится вопросам противодействия коррупции, так как в условиях формирования цифровой среды коррупционные проявления неминуемо будут смещаться в сферу информационных технологий.
Основной целью указанного направления является повышение эффективности системы управления кадровым составом таможенных органов, в том числе работы по профилактике коррупции.
Основными задачами в этой сфере являются: создание эффективных правовых и организационных условий, обеспечивающих взаимосвязь кадровых процессов с целями, задачами и основными направлениями деятельности Федеральной таможенной службы, а также организация работы по управлению кадровым составом таможенных органов с учетом внешней и внутренней среды; внедрение унифицированных технологии управления кадровым составом, включающих следующие направления работы: комплектование кадров; оценка кадров; профессиональное развитие кадров, мотивация кадров; формирование основ профессиональной культуры и механизма противодействия коррупции.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.01.2022, оставить без изменения, кассационную жалобу Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.