Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В. и Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о признании решений незаконными, возложении обязанности принять на учет для обеспечения жилым помещением как реабилитированных в связи с репрессиями, по кассационной жалобе администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края, поступившей с делом 11 июля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Калгина И.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Панетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края, в котором просили суд: признать незаконными решения (ответы) администрации МО Северский район от 8 июля 2020 г. в отношении Панаетиди А.И, Панаетиди О.И. и Панаитиди В.И.; обязать ответчика принять истцов на учет для обеспечения жилым помещением, как реабилитированных в связи с репрессиями без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан в первоочередном порядке.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что 16 июня 2020 г. истцы обратились в администрацию муниципального образования Северский район с заявлениями о постановке их на учет, для обеспечения жилым помещением, как реабилитированных в связи с репрессиями по форме предоставленной муниципалитетом, предоставив необходимые документы. Однако, 8 июля 2020 г. истцы получили решение (ответы), с которыми они не согласны, в связи с чем обратились в суд с данным исковым заявлением.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил:признать незаконными решения (ответы) администрации муниципального образования Северский район от 8 июля 2020 г. в отношении Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И.; обязать администрацию муниципального образования Северский район рассмотреть заявления Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии Федеральным законом от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; исковые требования Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности принять на учет для обеспечения жилым помещением как реабилитированных в связи с репрессиями, оставить без рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 мая 2022 г. решение суда первой инстанции отменено в части оставления без рассмотрения исковых требований Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности принять на учет для обеспечения жилым помещением как реабилитированных в связи с репрессиями.
В отмененной части дело направлено в Северский районный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит суд отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 мая 2022 г. ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что из ответов главы администрации от 8 июля 2020 г. следует, что в представленных истцами документах установлены противоречия, не предоставлена выписка из лицевого счета жилого помещения, в связи с чем не представляется возможным установить обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи. Суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Как верно определено судом первой инстанции, ответы главы администрации не являются отказом в рассмотрении жилищного вопроса, а носят разъяснительный характер, распорядительных актов (постановлений) в отношении истцов по вопросу постановки на учет либо отказов в постановки вынесено не было. Требования истцом оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка. Истцы не реализовали право в досудебном порядке решить спор, поскольку заявления были рассмотрены ненадлежащим образом, а были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Истцы Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И, представитель администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 31 декабря 1937 г. Пайаиотиди С.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец и житель ст. Северской Краснодарского края (дед истцов) был арестован по политическим мотивам, ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления комиссии НКВД Краснодарского края подвергнут расстрелу, 7 февраля 1938 г. расстрелян.
29 мая 1942 г. бабушка заявителей Панайотиди (Павлиди) Афина (Анна) Дмитриевна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, репрессирована как лицо греческой национальности и выслана из ст. Северская Северского района Краснодарского края на спецпоселение в зерносовхоз Урлютюбский Павлодарской области Казахской ССР.
1 января 1991 г. мать заявителей Тилькериди С.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, репрессирована как лицо греческой национальности и выслана из ст. Ильская Северского района Краснодарского края на спецпоселение в зерносовхоз Урлютюбский Павлодарской области Казахской ССР, 1 марта 1994 г. реабилитирована.
29 мая 1942 г. отец заявителей Панаиотиди И.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, репрессирован как лицо греческой национальности и выслан из ст. Северская Северского района Краснодарского края на спецпоселение в зерносовхоз Урлютюбский Павлодарской области Казахской ССР, 27 июня 1996 г. реабилитирован посмертно.
Панаетиди А.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. Лесное Павлодарской области Казахской ССР, где её репрессированные отец и мать в то время находились на спецпоселении, 1 марта 1994 г. была реабилитирована.
Панаетиди О.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. Лесное Павлодарской области Казахской ССР, где её репрессированные отец и мать в то время находились на спецпоселении, 21 октября 2017 г. была реабилитирована.
Панаитиди В.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в с. Лесное Павлодарской области Казахской ССР, где его репрессированные отец и мать в то время находились на спецпоселении, 20 октября 2016 г. был реабилитирован.
16 июня 2020 г. Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. обратились в администрацию муниципального образования Северский район с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Однако получили ответы за подписью заместителя главы администрации Ваковской Г.В. от 8 июля 2020 г. из которых следует, что установлены противоречия в представленных документах, а именно: согласно свидетельству о рождении N 637514 от 17 ноября 1956 г, Панаитиди В.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в с. Лесное Урлютюбского района Павлодарской области Казахской ССР. В свидетельстве о рождении в графе "отец" указан Панаитиди И.С... В справке о реабилитации отцом указан Панаиотиди И.С... Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, Панаетиди А.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в Урлютюбском районе Павлодарской обрасти Казахской ССР. В справке о реабилитации указано " Панаетиди (Панайотиди) А.И.", фамилия отца указана как "Панайотиди". Заявители проживают и зарегистрированы по адресу: "адрес". По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, жилой дом по указанному адресу находится в собственности заявителей, однако, представлена расписка об отсутствии в течение последних пяти лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, жилого(ых) помещения(ий) и (или) земельного(ых) участка(ов), выделенного(ых) для строительства жилого(ых) дома(ов), на праве собственности или на основе иного права, подлежащего государственной регистрации. Также заявителями не предоставлена выписка из лицевого счета жилого помещения, в связи с чем, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи определить не представляется возможным. Кроме этого, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по месту жительства.
Разрешая спор в части исковых требований Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Северский район принять их на учет для обеспечения жилым помещением как реабилитированных, в связи с репрессиями, суд первой инстанции со ссылкой на положение статьи 222 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу об оставлении данных требований без рассмотрения, поскольку ответы администрации не являются отказом в рассмотрении жилищного вопроса, а носят разъяснительный характер.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции указав, что истцы обратились в администрацию муниципального округа Северский район с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставив соответствующие документы, досудебный порядок ими соблюден.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает приведенные выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильном толковании норм материального права.
По смыслу Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий; в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации; это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; при отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Исходя из этого в статье 13 данного Закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Таким образом, федеральным законодателем предусмотрена специальная мера восстановления прав достаточно широкого круга субъектов, который не ограничивается только репрессированными по политическим мотивам лицами, поскольку дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, также признаны подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации (ст. 1.1 данного Закона), а применение политических репрессий повлекло для всех указанных в этом Законе лиц нарушение и умаление таких основных прав человека, как право выбирать место пребывания и жительства, право на жилище, в том числе право не быть произвольно лишенным жилища, гарантированных Конституцией Российской Федерации (статья 27, часть 1; статья 40, часть 1).
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (до вступления в силу ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) предусматривал, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья (ст. 13); при этом было предусмотрено, что порядок восстановления прав реабилитированных лиц устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством РФ (статья 17).
Согласно Положению о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утверждено Правительством Российской Федерации Постановлением от 3 мая 1994 г. N 419, утратило силу в соответствии с его Постановлением от 4 августа 2005 г. N 489), реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, равно как и возвращающиеся к месту проживания до применения к ним репрессий реабилитированные лица и члены их семей, включая членов семей и родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, имели право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности или возвращающиеся в эти местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Указанные лица принимались на учет для обеспечения жилой площадью органами местного самоуправления по согласованию с комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном законодательством порядке, без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого помещения. Эти документы представлялись указанными лицами непосредственно при получении жилых Помещений (пункт 7).
Соответственно, в нормативном единстве статья 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и пункт 7 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гарантировали реабилитированным лицам постановку на учет для обеспечения жилой площадью без необходимости предварительного возвращения для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, первоочередное предоставление жилых помещений в местности и населенном пункте, где реабилитированные лица проживали до применения к ним репрессий, с последующим освобождением занимаемых помещений по прежнему месту жительства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятым в целях защиты прав и свобод граждан на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения, внесены изменения в том числе в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Так, Предусмотрен действующий в настоящее время порядок реализации права реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. Этот порядок устанавливает, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями по правилам, предусмотренным законодательством субъектов Российской Федерации. При переходе в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ к новой модели правового регулирования права, признанного статьей 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", федеральный законодатель не изменил ни круг его объектов, ни его целевое назначение.
На территории Краснодарского края отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом о реабилитации регулируются Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий".
В силу пункта 3 части 3 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1077-КЗ к гражданам отдельных категорий совместной подведомственности, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" относятся: реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали до применения к ним репрессий (далее - реабилитированные лица), и члены их семей; члены семей и другие родственники реабилитированных лиц, проживавшие совместно с ними до применения к ним репрессий, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий (далее - родственники реабилитированных лиц); дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, прибывшие для проживания в населенные пункты Краснодарского края, в которых реабилитированные лица - их родители проживали до применения к ним репрессий (далее - дети реабилитированных лиц).
Из содержания части 1 статьи 4 Закона Краснодарского края N 1077-КЗ следует, что учет граждан из числа детей реабилитированных лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами исполнительной власти Краснодарского края, отдельными государственными полномочиями по такому учету могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Как следует из материалов дела, 16 июня 2020 г. Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. посредством электронной почты обратились в администрацию муниципального образования Северский район с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставив справки о реабилитации, доверенности на представителя, паспорта, заявления в свободной форме о принятии на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся на спецпоселении без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан, однако получили ответы в форме отказа.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что истцы реализовали свое право в досудебном порядке разрешить спор.
Доводы кассационной жалобы, что на заявления истцов им дан ответ в порядке, установленном законом Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не отменяют того факта, что заявителями выполнена обязанность обратиться в органы местного самоуправления с соответствующими заявлениями, досудебный порядок в данном случае соблюден.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия применительно к названным правовым нормам приходит к выводу о том, что оставление судом в данном конкретном случае иска без рассмотрения носит формальный характер, так как в этом случае не будет достигнута цель, которую имеет процедура досудебного урегулирования спора и фактически защищало бы недобросовестную сторону спора.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания.
Статья 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для оставления заявления без рассмотрения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда пришла к обоснованному выводу, что у суда первой инстанции не имелось предусмотренных статьей 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для оставления исковых требований Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности принять на учет для обеспечения жилым помещением как реабилитированных в связи с репрессиями, без рассмотрения.
С учетом изложенного решение Северского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2021 г. в части оставления без рассмотрения исковых требований Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности принять на учет для обеспечения жилым помещением как реабилитированных в связи с репрессиями отменено, а дело направлено в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Перечень полномочий суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления закреплен в статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно названной статье, суд апелляционной инстанции вправе:
оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение, отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части, оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 разъяснено, что при отмене по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции принимает по делу новое решение либо определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения (статья 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается (абзац 1 пункта 53).
Если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что решение суда первой инстанции, принятое только на основании признания иска ответчиком либо только в связи с истечением срока исковой давности или признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд, без исследования и установления иных фактических обстоятельств дела (часть 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), является незаконным и (или) необоснованным, то он на основании части 1 статьи 330 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменяет решение суда первой инстанции. В такой ситуации с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции оно подлежит направлению в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований (абзац 3 пункта 53).
Данный механизм гарантирует реализацию прав лиц, участвующих в деле, на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Из приведенной нормы процессуального права и акта ее толкования следует, что суд апелляционной инстанции вправе направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом.
Так как суд первой инстанции оставил исковые требования в части возложении на ответчика обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как реабилитированных в связи с репрессиями без рассмотрения, без установления фактических обстоятельств дела и наличия у истцов права на получение соответствующей меры социальной поддержки, а к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции суд апелляционной инстанции не переходил, оснований для рассмотрения дела по существу спора у суда апелляционной инстанции не имелось.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда апелляционной инстанции или опровергали бы выводы оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.