Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1105/2022 (УИД 55RS0001-01-2022-000568-70) по иску Лесной Ирины Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Лесной Ирины Александровны на решение Кировского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Кировского районного суда г. Омска при участии Лесной Ирины Александровны, представителя Лесной Ирины Александровны по ордеру Кореневой Вероники Валерьевны, представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области по доверенности Курбатовой Людмилы Григорьевны
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Лесной Ирины Александровны, ее представителя по ордеру Кореневой Вероники Валерьевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области по доверенности Курбатовой Людмилы Григорьевны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лесная Ирина Александровна (далее по тексту - Лесная И.А.) обратилась в Кировский районный суд г. Омска с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее по тексту - ОПФР по Омской области) о включении в стаж на соответствующих видах работ периоды работы со 2 сентября 1991 г. по 22 февраля 1996 г. в качестве логопеда в ясли-саду N 58 ПО "Экибастузуголь" разрез "Восточный", с 23 февраля 1996 г. по 14 декабря 1998 г. в качестве логопеда в ясли-саду N 45 Гор ООО "Экибастуз", в качестве психолога в лицее N 6 г.Экибастуз, с 15 декабря 1998 г. по 25 мая 2001 г. в качестве психолога в Лицее N 6 г. Экибастуз, с 11 марта 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в качестве учителя - дефектолога МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения", с 25 сентября 2017 г. по 6 октября 2017 г. в качестве учителя - логопеда в МДОУ "Детский сад N 90 комбинированного вида", обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 16 мая 2018 г.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г. исковые требования Лесной И.А. удовлетворены частично. В специальный стаж Лесной И.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 сентября 2017 г. по 6 октября 2017 г. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г. решение Кировского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Лесной И.А. о включении в специальный стаж периодов работы с 3 марта 1997 г. по 31 октября 1997 г, с 11 марта 2002 г. по 31 декабря 2002 г, в отмененной части принято новое решение. На ОПФР по Омской области возложена обязанность включить Лесной И.А. в страховой и специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период осуществления трудовой деятельности с 3 марта 1997 г. по 31 октября 1997 г. в качестве логопеда в ясли-саду N 45 городского отдела образования г. Экибастуза (городского департамента образования г. Экибастуза); в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период осуществления трудовой деятельности с 11 марта 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в качестве учителя-дефектолога на 0, 75 ставки и в качестве учителя-логопеда на 0, 75 ставки в МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения". В остальной части решение Кировского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г. оставлено без изменения.
Лесная И.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Кировского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г. отменить.
В обоснование кассационной жалобы Лесной И.А. указано на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы со 2 сентября 1991 г. по 22 февраля 1996 г, с 23 февраля 1996 г. по 2 марта 1997 г, с 1 ноября 1997 г. по 14 декабря 1998 г, с 15 декабря 1998 г. по 25 мая 2001 г. в связи с несоответствием выводов судов первой и второй инстанций, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права. При разрешении спора суды неправильно определили обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, дали ненадлежащую оценку представленным доказательствам, неверно применили нормы материального права. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Лесная И.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 27 февраля 2003 г.
16 мая 2018 г. Лесная И.А. обратилась в УПФР в Кировском административном округе г. Омска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 22 августа 2018 г. N 301436/18 Лесной И.А. отказано в установлении пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
27 января 2020 г. Лесная И.А. вновь обратилась в УПФР в Кировском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 7 февраля 2020 г. N 53650/20 Лесной И.А. отказано в установлении пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Из решения УПФР в Кировском административном округе г. Омска об отказе в установлении пенсии от 7 февраля 2020 г. следует, что продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, с учетом применения частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 14 лет 11 месяцев 22 дня, продолжительность страхового стажа - 18 лет 10 месяцев 6 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 33, 91.
В стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы Лесной И.А. с 1 января 2003 г. по 29 августа 2003 г, с 1 сентября 2003 г. по 23 августа 2009 г, с 5 сентября 2009 г. по 25 августа 2010 г, с 1 сентября 2012 г. по 24 сентября 2017 г, с 7 октября 2017 г. по 29 июля 2018 г, с 4 августа 2018 г. по 16 декабря 2019 г, с 18 декабря 2019 г. по 26 января 2020 г. в качестве учителя-логопеда в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Омска "Детский сад N 90 комбинированного вида".
В специальный стаж не включен период работы с 1 октября 1996 г. по 3 января 1997 г. в качестве логопеда в ГАО "Экибастузкомир" РСУ ясли-сад N 58; в страховой и специальный стаж не включены: период обучения в Карагандинском педагогическом институте с 1 сентября 1989 г. по 2 июля 1991 г.; периоды работы со 2 сентября 1991 г. по 1 октября 1996 г. в качестве логопеда в ясли-саду N 58 ПО "Экибастузуголь" разрез "Восточный", с 5 января 1997 г. по 2 марта 1997 г. период работы в качестве логопеда в ясли-саду N 58 ГорОО г. Экибастуз, с 3 марта 1997 г. по 31 октября 1997 г. в качестве логопеда в ясли-саду ГорОО г. Экибастуз, с 1 ноября 1997 г. по 25 мая 2001 г. в качестве психолога в Лицее N 6 г. Экибастуз, с 11 марта 2002 г. по 31 декабря 2002 г. период работы в качестве учителя-дефектолога в муниципальном образовательном учреждении "Центр психолого-медико-социального сопровождения", с 25 сентября 2017 г. по 6 октября 2017 г. период обучения на курсах, с 23 февраля 1996 г. по 14 декабря 1998 г. и с 26 августа 2010 г. по 31 августа 2012 г. периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми, с 24 августа 2009 г. по 4 сентября 2009 г, с 30 июля 2018 г. по 3 августа 2018 г, 17 декабря 2019 г. периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
Полагая отказ пенсионного органа в установлении пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным, Лесная И.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Лесной И.А. о включении в специальный стаж заявленных периодов работы, за исключением периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.."О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьями 4, 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, пунктами 4, 5, 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия документального подтверждения занятости Лесной И.А. в должностях и в учреждениях, указанных в приведенных Списках, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 25 сентября 2017 г. по 6 октября 2017 г, суд исходил из того, что в указанный период Лесная И.А. осуществляла работу, предусмотренную Списками, дающими право на досрочное назначение пенсии, на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем, за ней сохранялся средний заработок.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы со 2 сентября 1991 г. по 1 октября 1996 г. в качестве логопеда в ясли-саду N 58 ПО "Экибастузуголь" разрез "Восточный" (после переименования 12 апреля 1994 г. государственное акционерное общество "Экибастузкомир"); со 2 октября 1996 г. по 2 марта 1997 г. логопедом в ясли-саду N 58 Ремонтно-строительного управления государственного акционерного общества "Экибастузкомир"; с 5 января 1997 г. по 2 марта 1997 г. логопедом в ясли-саду N 58 Гор ОО, так как в указанный период Лесная И.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, трудовую деятельность не осуществляла; с 31 августа 1998 г. по 25 мая 2001 г. в качестве психолога в лицее N 6 г. Экибастуз.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в страховой и специальный стаж периода работы Лесной И.В. с 3 марта 1997 г. по 31 октября 1997 г. логопедом в ясли-саду N 45 Гор ОО Экибастуз, в специальный стаж периода работы с 11 марта 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в качестве учителя - дефектолога МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения".
Установив, что с учетом включенных судом первой и апелляционной инстанций периодов работы истца, на дату обращения за назначением пенсии стаж истца на соответствующих видах работ составляет менее 25 лет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Отказывая в удовлетворении искового требования о включении в специальный стаж периода работы Лесной И.А. со 2 сентября 1991 г. по 1 октября 1996 г. в качестве логопеда в ясли-саду N 58 ПО "Экибастузуголь" разрез "Восточный", суды обоснованно исходили из отсутствия оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, поскольку для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), в соответствии с которым в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должностях заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели (пункт 4 раздела 1 "Учителя и иные работники просвещения"). Должность логопеда указанным Перечнем не предусмотрена.
В подлежащем применению в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", в разделе "Наименование учреждений" в числе учреждений указаны "детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли)", а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность "логопед".
ПО "Экибастузуголь" разрез "Восточный", где работала Лесная И.А. не имеет организационно-правовой формы, которая позволила бы отнести его к числу учреждений, поименованных в указанном Списке.
По этим же основаниям не подлежит включению в специальный стаж период работы Лесной И.А. с 1 октября 1996 г. по 3 января 1997 г. логопедом в ясли-саду N 58 Ремонтно-строительного управления государственного акционерного общества "Экибастузкомир", поскольку, как верно указано судом апелляционной инстанции, Лесная И.А. осуществляла трудовую деятельность логопедом не в учреждении, а в организации, являющейся по своей организационно-правовой форме акционерным обществом.
Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы Лесной И.А. с 5 января 1997 г. по 2 марта 1997 г. логопедом в ясли-саду N 58 Гор ОО.
Как следует из материалов дела, в период с 23 февраля 1996 г. по 14 декабря 1998 г. Лесная И.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком ФИО14. N года рождения.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Принимая во внимание, что Лесная И.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 23 февраля 1996 г, с 3 марта 1997 г. вышла на работу в ясли-сад N 45, указанный период имел место после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у судов обоснованно не имелось оснований для включения периода с 5 января 1997 г. по 2 марта 1997 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку в период с 1 ноября 1997 г. по 25 мая 2001 г. Лесная И.А. работала психологом в лицее N 6 г. Экибастуз, что подтверждается записью в ее трудовой книжке, приказом от 25 мая 2011 г. N 9 об увольнении Самылкиной (Лесной) И.А. - психолога, сведениями Коммунального государственного учреждения "Школа-лицей N 6" отдела образования города Экибастуза управления образования Павлодарской области о заработной плате психолога, при этом Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность педагога-психолога, то есть наименование должности Лесной И.А. не соответствует наименованию должности, поименованной в указанном Списке, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для назначения Лесной И.А. пенсии.
Вопреки доводам кассационной жалобы Лесной И.А, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Несогласие с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Представленные Лесной И.А. 1 декабря 2021 г. в суд кассационной инстанции копии дополнительных документов подлежат возврату, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лесной Ирины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.