Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Вдовиченко С.В, Переверзиной Е.Б, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Поповой Ю.О, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-65/2022 по апелляционным жалобам Региональной энергетической комиссии Свердловской области, Федеральной антимонопольной службы на решение Свердловского областного суда от 4 мая 2022 года, которым удовлетворен административный иск Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" о признании недействующими в части постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 ноября 2020 года N 133-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области", постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 16 декабря 2020 года N 234-ПК "О внесении изменений в отдельные Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" - ФИО9, возражавшего против доводов апелляционных жалоб, представителей административного ответчика Региональной энергетической комиссии Свердловской области - ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы Федеральной антимонопольной службы, представителя заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы - ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) 11 ноября 2020 года принято постановление N 133-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области", опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 18 ноября 2020 года (далее - Постановление N 133) (Т.10 л.д.36-40).
В соответствии с пунктом 14 Постановление N 133-ПК вступило в силу 1 января 2021 года.
Подпунктом 1 пункта 1 Постановления N 133-ПК производственная программа Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" (далее - ЕМУП "данные изъяты") изложена в новой редакции (Приложение N 1), пунктом 3 Приложения N 1 для ЕМУП "данные изъяты" утвержден объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы на 2021 год в размере 284213, 295 тыс.руб. (без НДС).
Пунктом 2 Приложения N 3 Постановления N 133-ПК, в том числе установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для ЕМУП "данные изъяты" оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами IV и V классов опасности (с календарной разбивкой на первой и второе полугодие в равных размерах) на 2021 год в размере 672, 82 руб./тонну и 600, 61 руб./тонну соответственно.
Постановлением РЭК Свердловской области от 22 декабря 2021 года N 244-ПК была изменена редакция Постановления N 133-ПК, изменения вступили в силу с 1 января 2022 года, в соответствии с которыми, в том числе Приложения N 1 и Приложение N 3 к Постановлению N 133-ПК утратили силу с 1 января 2022 года (Т.10 л.д.46-52).
РЭК Свердловской области 16 декабря 2020 года принято постановление N 234-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами", опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 21 декабря 2020 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 23 декабря 2020 года (далее - Постановление N 234-ПК) (Т.1 л.д.37-38, 50).
В соответствии с пунктом 4 Постановление N 234-ПК вступило в силу с 1 января 2021 года и утратило силу с 1 января 2022 года в связи с изданием Постановления РЭК Свердловской области от 22 декабря 2021 года N 244-ПК.
Пунктом 2 Постановления N 234-ПК в долгосрочные тарифы региональных операторов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы внесены изменения (Приложение N 2), в том числе в строке 3.1 пункта 3 Приложения N 2 установлен Единый тариф для ЕМУП "данные изъяты" на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 497, 79 руб./куб.м (без НДС), в размере 597, 35 руб./куб.м (с учетом НДС).
ЕМУП "данные изъяты" 26 августа 2021 года обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующей строку 3.1 Приложения N 2 к Постановлению N 234-ПК в части установления для ЕМУП "данные изъяты" значения Единого тарифа на второе полугодие 2021 года в размере 497 руб.79 коп./куб.м (без НДС) (Т.1 л.д.25-36, Т.9 л.д.82).
В обоснование заявленных требований при оспаривании Постановления N 234-ПК административный истец указал, что нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает права ЕМУП "данные изъяты", поскольку при утверждении единого тарифа на услугу регионального оператора, органом регулирования необоснованно занижены расходы по следующим статьям: "услуги связи, интернет", "амортизация основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов", "арендная плата, лизинговые платежи и концессионная плата".
ЕМУП "данные изъяты" 19 января 2022 года обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим в части Постановление N 133-ПК (Приложения N 1 и N 3) которым для ЕМУП "данные изъяты" на 2021 год установлен объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, а также утвержден предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов IV и V классов опасности (Т.10 л.д.8-13).
В обоснование заявленных требований при оспаривании Постановления N 133-ПК административный истец указал, что нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает права ЕМУП "данные изъяты", поскольку органом регулирования необоснованно занижены расходы по следующим статьям: "сырье и материалы", "налог на прибыль".
Решением Свердловского областного суда от 4 мая 2022 года требования ЕМУП "данные изъяты" удовлетворены (Т.13 л.д.186-205).
Суд признал недействующим с 1 января 2021 года объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы административного истца, на 2021 год, в размере 284213, 295 тыс.руб. и предельный тариф для административного истца, на 2021 год, на захоронение твердых коммунальных отходов IV и V классов опасности, как оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые изложены в новых редакциях - в приложениях N 1 и N 3 к постановлению РЭК Свердловской области от 11 ноября 2020 года N 133-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области".
Также суд признал недействующей с 1 июля 2021 года строку 31 приложения к постановлению РЭК Свердловской области от 16 декабря 2020 года N 234-ПК "О внесении изменений в отдельные Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" в части установленного для ЕМУП "данные изъяты" Единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на второе полугодие 2021 года в размере 497 руб.79 коп./куб.м (без НДС).
РЭК Свердловской области подана апелляционная жалоба на решение Свердловского областного суда от 4 мая 2022 года, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска (Т.14 л.д.1-9).
Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) подана апелляционная жалоба на решение Свердловского областного суда от 4 мая 2022 года, в которой заинтересованное лицо просит решение суда отменить, указывая, что судом не приняты во внимание выводы, к которым пришла ФАС России при проведении проверки РЭК Свердловской области и предписание ФАС России. (Т.14 л.д.14-16).
РЭК Свердловской области поданы возражения на апелляционную жалобу ФАС России (Т.14 л.д.39-42).
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле представлены возражения на апелляционные жалобы (Т.14 л.д.44-49).
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами по делу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты административным ответчиком в пределах компетенции, с соблюдением порядка принятия, в соответствующей форме, опубликованы в установленном порядке.
При оценке соответствия оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд пришел к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству в сфере тарифного регулирования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16.
ЕМУП "данные изъяты" осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области с 1 января 2019 год.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В силу положений пункта 57 Основ ценообразования НВВ регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года, в соответствии с формулой корректировки НВВ, установленной в методических указаниях и включающей показатели определенные в пункте 58 Основ ценообразования.
Согласно пункту 35 Методических указаний нормативная прибыль на i-й год определяется в соответствии с пунктами 24 и 24(1) настоящих Методических указаний с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 54 Основ ценообразования и рассчитывается по формуле 5, в которой учитывается такой показатель, как средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс.руб.
Как установлено пунктом 38 Основ ценообразования нормативная прибыль включает в себя: а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в экономически обоснованном размере с учетом утвержденных инвестиционных программ регулируемых организаций; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа; в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации с применением метода индексации определяется в соответствии с пунктом 38 настоящего документа с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).
Судом первой инстанции установлено, подтверждается экспертными заключениями и не оспаривается сторонами по делу, что масса отходов для тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов и объем твердых коммунальных отходов для Единого тарифа определены РЭК Свердловской области в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 14 Методических указаний.
Расчет НВВ в размере 480050, 76 тыс.руб. осуществлен органом регулирования по формуле 15 Методических указаний, указанный расчет непосредственно оказывает влияние на правильности расчетов и установления на 2021 год: объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в размере 284213, 295 тыс.руб.; тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов; Единого тарифа.
Как следует из материалов дела, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в размере 284213, 295 тыс.руб, рассчитан РЭК Свердловской области следующим образом: НВВ, принятая к расчету при установлении тарифа, в размере 480050, 76 тыс.руб. уменьшена на величину нормативной прибыли в размере 156669, 97 тыс.руб. и с учетом налога на прибыль (20% от прибыли) в размере 39167, 49 тыс.руб. (480050, 76 - 156669, 97 - 39167, 49 = 284213, 295).
Нормативную прибыль в размере 156669, 97 тыс.руб. образуют расходы: на возврат средств по кредиту в размере 145255, 51 тыс.руб, расходы на уплату процентов по кредиту в размере 11414, 46 тыс.руб. (145255, 51 + 11414, 46 = 156669, 97). 20% от расходов на уплату процентов по кредиту 11414, 46 = 2853, 61 тыс.руб.
Тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, с календарной разбивкой и в зависимости от классов опасности (IV класс опасности - 672 руб.82 коп./тонну; V класс опасности - 600 руб.61 коп./тонну), рассчитан РЭК Свердловской области следующим образом: НВВ, принятая к расчету при установлении тарифа, в размере 480050, 76 тыс.руб. разделена на массу отходов в размере 735, 757 тыс.тонн; полученный результат (652, 46 руб./тонну), в свою очередь, пропорционально разделен в зависимости от классов опасности отходов.
Единый тариф, утвержденный на второе полугодие 2021 года в размере 497 руб.79 коп./куб.м (без НДС), рассчитан РЭК Свердловской области следующим образом: НВВ в размере 3753827, 07 тыс.руб. (в составе которой, в неподконтрольных расходах, учтена НВВ в размере 480050, 76 тыс.руб.) разделена на 7653, 320 тыс.куб.м - объем твердых коммунальных отходов. Полученный результат (490, 48 руб./куб.м), в свою очередь, исходя из условия о непревышении утверждаемого тарифа первого полугодия в сравнении со вторым полугодием предшествующего периода, составил для второго полугодия 2021 года - 497, 79 руб./куб.м (Т.1 л.д.6-48, Т.10 л.д.64-70).
Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию инвестиционных программ и процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 (далее - Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ).
В соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 28 ноября 2019 года N 530 утверждена инвестиционная программа ЕМУП "данные изъяты", в которой размер нормативной прибыли на 2021 год установлен в размере 191554, 11 тыс.руб.
Согласно Приложению N 4 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 28 ноября 2019 года N 530, источником финансирования мероприятий инвестиционной программы является, в том числе нормативная прибыль, необходимая для выполнения мероприятий по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов, предусмотренных инвестиционной программой.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 7 декабря 2020 года N 565 инвестиционная программа ЕМУП "данные изъяты" скорректирована и размер нормативной прибыли на 2021 год установлен в размере 156669, 97 тыс.руб.
Разделом III Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ установлен порядок разработки и утверждения инвестиционной программы, а также осуществления контроля за ее реализацией.
Согласно пункту 19 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом, которым в соответствии с подпункта 3 пункта 15 Положения, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 14 марта 2008 года N 189-ПП является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
В силу пункта 22 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ внесение изменений в инвестиционную программу, а также отказ в ее корректировке осуществляется в порядке и на основаниях, которые установлены разделом III настоящих Правил.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами по делу, что при корректировке тарифа и принятии Постановления N 133-ПК органом регулирования для расчетов применена величина нормативной прибыли, в составе неподконтрольных расходов, в размере 156669, 97 тыс.руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что РЭК Свердловской области на момент утверждения тарифа на захоронение на 2021 год ЕМУП "данные изъяты", в отсутствие приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, не могла использовать скорректированный размер нормативной прибыли в размере 156669, 97 тыс.руб.
Доводы апелляционной жалобы, согласно которым величина нормативной прибыли в размере 156669, 97 тыс.руб. была указана административным истцом в проекте корректировки инвестиционной программы; определялась на совещаниях с Губернатором Свердловской области; была согласована органом регулирования и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку противоречат положениям пунктов 19, 22 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ, пункту 54 Основ ценообразования, ввиду того, что сумма нормативной прибыли сформирована административным ответчиком по состоянию на 11 ноября 2020 года, до издания Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области приказа 7 декабря 2020 года о внесении изменений в инвестиционную программу (Т.13 л.д.1).
Отклоняя доводы жалобы в указанной части, судебная коллегия учитывает, что уполномоченный орган и форма решения об утверждении и корректировке инвестиционных программ определены Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 мая 2016 года N 424, однако по состоянию на 11 ноября 2020 года, уполномоченный орган приказ о внесении изменений и утверждения новой инвестиционной программы не издавал.
Доводы апелляционной жалобы РЭК Свердловской области являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
При установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год (единый тариф регионального оператора) РЭК Свердловской области, ввиду не предоставления в материалы тарифного дела актов ввода в эксплуатацию объектов основных средств "ноутбук" 14 штук не учтены амортизационные отчисления по объектам основных средств на сумму 323, 6 тыс.руб.
Также РЭК Свердловской области не учтена арендная плата по трем объектам, ввиду отсутствия документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов, а именно договоров аренды, в том числе с действующим сроком аренды. Расходы вместо 4170, 4 тыс.руб, учтены административным ответчиком в размере 3495, 2 тыс.руб.
Разница расходов на услуги связи (при оценке результатов деятельности за 2019 год) от утвержденных РЭК Свердловской области, составила 1243, 24 тыс.руб, ввиду отсутствия подтверждающих документов.
Суд, проанализировав и изучив имеющиеся материалы тарифного дела, согласился с РЭК Свердловской области, что оспариваемые административным истцом статьи расходов определены административным ответчиком верно.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, оспариваемые административным истцом расходы правомерно отклонены органом регулирования, ввиду не предоставления ЕМУП "данные изъяты" обосновывающих документов, подтверждающих заявленные расходы. Доводов, опровергающих указанные обстоятельства, суду апелляционной инстанции не приведено.
При рассмотрении дела суд отклонил возражения ФАС России о том, что РЭК Свердловской области в составе расходов по налогу на прибыль необоснованно учтены как экономически необоснованные 2853, 49 тыс.руб. (на сумму процентов по кредиту и займам), подлежавшие исключению из НВВ оператора по захоронению, поскольку проценты, которые ЕМУП "данные изъяты" уплачивает по кредитным договорам и учитывает в соответствии с предписаниями ПБУ 15/2008, являются экономически обоснованными расходами с точки зрения законодательства в сфере тарифного регулирования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
ФАС России проведена внеплановая документарная проверка РЭК Свердловской области, в отношении установленных тарифов на единые услуги регионального оператора и оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ЕМУП "данные изъяты". По результатам проверки 13 августа 2021 года составлен акт (Т.13 л.д.118-141).
ФАС России 29 октября 2021 года РЭК Свердловской области выдано предписание N СП/92332/21 (Т.1 л.д.92-106).
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части предписания от 29 октября 2021 года N СП/92332/212 РЭК Свердловской области предписано в срок до 20 декабря 2021 года (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в отношении установленных тарифов регионального оператора и оператора по захоронению ЕМУП "данные изъяты", в том числе: исключить экономически необоснованные средства, учтенные по налогу на прибыль при установлении тарифов оператора по захоронению ТКО и соответственно регионального оператора ЕМУП "данные изъяты" на 2020 год, с учетом анализа фактически израсходованных средств на реализацию инвестиционной программы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также экономически необоснованно учтенные расходы по налогу на прибыль на 2021 год (от суммы процентов по кредиту и займам) в размере 2853, 61 тыс.руб. из состава НВВ оператора по захоронению ТКО ЕМУП "данные изъяты".
Органом регулирования в составе НВВ оператора по захоронению ЕМУП "данные изъяты" на 2021 год учтена нормативная прибыль в общем размере 156669, 97 тыс.руб, в том числе: расходы на возврат средств по кредиту учтены в размере 145255, 513 тыс.руб, расходы на уплату процентов по кредиту учтены в размере 11414, 459 тыс.руб.
Согласно экспертному заключению расчет налога на прибыль произведен РЭК Свердловской области от размера нормативной прибыли с учетом возврата процентов по кредиту.
РЭК Свердловской области в ФАС России 13 сентября 2021 года направлены возражения в отношении акта (Т.1 л.д.109-144).
Как установлено подпунктом 7 пункта 32 Методических указаний неподконтрольные расходы включают в себя: расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, а также затраты на их привлечение и погашение, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом "б" пункта 38 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования.
Таким образом, с учетом положений подпункта 7 пункта 32 Методических указаний, подпункта "б" пункта 38 Основ ценообразования проценты по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционной программы ЕМУП "данные изъяты" подлежат включению в нормативную прибыль.
Доводы ФАС России о необходимости применения положений пункта 2 части 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего административного дела подлежат отклонению, по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности: расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 настоящего Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со статьями 269 и 291 настоящего Кодекса), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
В соответствии с частью 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.
В соответствии с инвестиционной программой ЕМУП "данные изъяты", утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 28 ноября 2019 года N 530, предусмотрено сооружение инвестиционного актива в форме объекта обращения с отходами, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Свердловской области, то есть основного средства с первоначальной стоимостью согласно части 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации. Ввод основного средства запланирован с 1 января 2023 года.
Пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) предусмотрено, что расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, если иное не установлено настоящим пунктом.
В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.
Для целей настоящего Положения под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.
Пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) определено, что проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива.
Подпунктом "д" пункта 30 Основ ценообразования предусмотрено, что в составе производственных расходов учитываются: расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходы, которые несет ЕМУП "данные изъяты" при оплате процентов по кредитам и займам не относятся к расходам указанным в подпункте "д" пункта 30 Основ ценообразования, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям пунктов 7, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) является верным.
Судебная коллегия считает, что в связи с тем, что расходы по оплате процентов по кредиту и займам, отвечают критериям экономической обоснованности, направлены на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтены при определении нормативной прибыли, указанные расходы подлежали учету в составе расходов по налогу на прибыль ЕМУП "данные изъяты".
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ФАС России, судебная коллегия учитывает, что выводы, изложенные в предписании от 29 октября 2021 года N СП/92332/212 не являлись предметом экспертной оценки РЭК Свердловской области при принятии оспариваемых в настоящем деле нормативных правовых актов, ввиду вынесения предписания после их принятия, в противном случае указанные обстоятельства являлись бы самостоятельным основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба ФАС России удовлетворению не подлежит.
Поскольку суд в оспариваемом решении пришел к выводу о неверном расчете органом регулирования нормативной прибыли; НВВ организации, рассчитанной с учетом нормативной прибыли в размере 156669, 97 тыс.руб.; объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, при расчете которых участвует нормативная прибыль, учтенная в НВВ организации; величины налога на прибыль в составе неподконтрольных расходов, подлежащих учету при корректировке тарифа, судебная коллегия считает, что Постановления N 133-ПК, N 234-ПК в оспариваемой административным истцом части, противоречат федеральному законодательству в сфере тарифного регулирования, поэтому требования ЕМУП "данные изъяты" правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Вопреки доводам жалоб оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; бремя доказывания между сторонами распределено верно; все юридически значимые по делу обстоятельства подтверждены доказательствами; выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Требования к решению суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта закреплены в статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, резолютивная часть решения в части удовлетворенных требований не соответствует положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду отсутствия указания на то, что оспариваемые нормативные правовые акты признаются недействующими в части утверждения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, в части установления предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов IV и V классов опасности, в части утверждения единого тарифа для ЕМУП "данные изъяты", а также отсутствует указание на строку и номера приложений, в которых содержатся оспариваемые административным истцом значения. Поэтому резолютивная часть решения суда в этой части подлежит изменению с изложением абзацев 2 и 3 резолютивной части решения в новой редакции.
Руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Свердловской области, Федеральной антимонопольной службы оставить без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения Свердловского областного суда от 4 мая 2022 года в следующей редакции:
Признать не действующим пункт 3 Приложения N 1 к Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 ноября 2020 года N 133-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" в части утверждения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы Екатеринбургского муниципального предприятия "данные изъяты" (город Екатеринбург) на 2021 год в размере 284213, 295 тыс.руб. (без НДС); пункт 2 Приложения 3 в части установления предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов IV и V классов опасности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области Екатеринбургского муниципального предприятия "данные изъяты" (город Екатеринбург) на 2021 год с 1 января 2021 года.
Признать не действующей строку 3.1 пункта 3 Приложения N 2 к Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 16 декабря 2020 года N 234-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" в части утверждения единого тарифа для Екатеринбургское муниципальное предприятие "данные изъяты" (город Екатеринбург) на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 497, 79 руб./куб.м (без НДС), в размере 597, 35 руб./куб.м (с учетом НДС) с 1 июля 2021 года.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.12.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.