Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Ериной Е.Р., действующей на основании ордера в защиту Холова А.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 июля 2018 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 3 августа 2018 года в отношении гражданина Республики Таджикистан Холова Аскарали Сафаралиевича по делу
об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 3 августа 2018 года, гражданин Республики Таджикистан Холов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Ерина Е.Р. в защиту Холова А.С. просит судебные акты изменить, исключить административное наказание в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ, здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в
которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу части 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По делу установлено, что гражданин Республики Таджикистан Холов А.С. 16 марта 2018 года въехал на территорию Российской Федерации, 9 июня 2018 года выехал из Российской Федерации, 17 июня 2018 года вновь въехал на территорию Российской Федерации. По истечении срока пребывания, а именно 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток, 16 июля 2018 года в 09 часов 00 минут Холов А.С. находился на территории Российской Федерации по адресу: "адрес" без документов, подтверждающих право на законное пребывание в Российской Федерации и в отсутствие законных оснований на такое пребывание.
Факт нарушения гражданином Республики Таджикистан Холовым А.С. режима пребывания на территории Российской Федерации подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, полный перечень которых приведен в судебных актах, получившими оценку судьями нижестоящих судов по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Правильно установив указанные выше обстоятельства и верно применив нормы миграционного и административного законодательства Российской Федерации, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что гражданин Холов А.С, являясь иностранным гражданином, 16 июля 2018 года находился на территории Российской Федерации, не имея документов и установленных законом оснований для пребывания в Российской Федерации, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
В рассматриваемой жалобе защитник Холова А.С. указывает на то, что при назначении наказания судом не были учтены и приняты во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела. Так, в городе Хабаровске с регистрацией по месту жительства проживает несовершеннолетний сын иностранного гражданина - Холов Р.А, гражданин Российской Федерации.
Указанные доводы основанием для изменения оспариваемых судебных актов не являются.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Довод жалобы Холова А.С. о наличии сложившихся устойчивых связей на территории Российской Федерации, которые в результате выдворения поставлены под угрозу, чрезмерном ограничении права на уважение частной жизни, не соразмерном целям административного наказания применительно к статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 год), правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, был предметом оценки судьи Хабаровского краевого суда и обоснованно отклонен по приведенным в решении от 3 августа 2018 года мотивам.
Судами установлено по делу, что Холов А.С, наряду с фактически брачными отношениями, сложившимися на территории России, состоит в браке с гражданкой Республики Таджикистан, от брака имеет шестерых детей - граждан указанного иностранного гражданина. Ранее допускал нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.
Право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Факт пренебрежения Холовым А.С. установленными в Российской Федерации правилами и нормами миграционного законодательства свидетельствует об отсутствии лояльности у иностранного гражданина к правопорядку страны пребывания, вследствие чего выдворение его за пределы Российской Федерации является необходимой мерой защиты национальных интересов.
Принимая конкретные обстоятельства рассмотренного дела, суды пришли к правильному выводу об отсутствии ограничений, установленных как международным, так и национальным законодательством для принудительного выдворения Холова А.С. с территории России.
Назначение Холову А.С. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, и положениям части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) не противоречит.
Постановление о привлечении Холова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок привлечения Холова А.С. к административной ответственности соблюден.
Вина Холова А.С. в совершении предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ административного правонарушения установлена верно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 июля 2018 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 3 августа 2018 года в отношении гражданина Республики Таджикистан Холова Аскарали Сафаралиевича по делу
об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ериной Е.Р. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.