Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 апреля 2004 г. N А26-4420/03-212
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И., при участии в судебном заседании от Карельской общественной республиканской организации общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Туваева А.В. (доверенность от 01.07.03 N 80),
рассмотрев 30.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.03 по делу N А26-4420/03-212 (судья Яковлев В.В.),
установил:
Карельская общественная республиканская организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решения от 30.06.03 N 4.1-23/41 и требований от 30.06.03 N 4.1-06/1199 и N 4.1-06/1200 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция).
Решением суда от 24.11.03 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 24.11.03, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговый орган провел камеральную налоговую проверку декларации по единому социальному налогу за 2002 год. По результатам проверки составлен акт от 03.06.03 N 4.1-22/10, на основании которого вынесено решение от 30.06.03 N 4.1-23/41 о привлечении Организации к ответственности в виде взыскания 18213 руб. 60 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ за неуплату страховых взносов. Кроме того, налоговый орган предложил Организации в установленный срок уплатить 80432 руб. 47 коп. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и 10635 руб. 55 коп. на страховую часть пенсии, а также соответственно 8275 руб. 15 коп. и 1094 руб. 06 коп. пеней. На основании данного решения налоговая инспекция направила Организации требования от 30.06.03 N 4.1-06/1199 об уплате штрафа и N 4.1-06/1200 об уплате страховых взносов и пеней.
Организация не согласилась с названными ненормативными актами налогового органа и обжаловала их в суд.
В обоснование требования заявитель указал, что является региональным отделением общероссийской общественной организацией инвалидов войны в Афганистане (80 процентов членов являются инвалидами). Общество пользуется льготой по уплате единого социального налога, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и поэтому считает, что не должно платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Решением суда первой инстанции требование Организации удовлетворено по следующим основаниям.
Суд при разрешении спора, исходил из того, что заявитель относится к категории налогоплательщиков, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ освобождены от уплаты единого социального налога, однако сделал вывод о невозможности применения положения данной статьи к правоотношениям по уплате Организацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Исходя из Федерального закона N 167-ФЗ и принятого позднее Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 239 НК РФ.
Следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование организация должна вносить в полном объеме.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены из толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом. Ни одним законом, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за допущенные в этой области правонарушения. Тогда как в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в ответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Организация привлечена к ответственности за неуплату страховых взносов неуполномоченным субъектом.
Таким образом, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности и требования об уплате страховых взносов и пеней правомерно признаны судом недействительными.
Ссылка налогового органа в обоснование своего права на привлечение к ответственности за неуплату страховых взносов и взыскание страховых взносов на положения пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" необоснованна.
Указанная норма предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Однако пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Полномочия налогового органа по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование связаны с порядком исчисления единого социального налога (пункт 2 статьи 243 НК РФ), где, в частности, предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть правильность исчисления единого социального налога зависит от правильности расчета и от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, указанные правомочия и являются контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемым налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.03 по делу N А26-4420/03-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. N А26-4420/03-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника