Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 марта 2004 г. N А05-7401/03-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
рассмотрев 16.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Архангельск" на решение от 20.10.2003 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2003 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Вьюнов П.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7401/03-3,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Наука" (далее - ЖСК "Наука") обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Город Архангельск" (далее - МО "Город Архангельск") о взыскании 792 руб. 27 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон) в период с июля 2000 по декабрь 2001 года.
Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением от 20.10.2003 исковые требования ЖСК "Наука" удовлетворены путем взыскания суммы убытков с МО "Город Архангельск".
Постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МО "Город Архангельск" просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует тем, что: взыскание с муниципального образования расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных федеральным законодательством, противоречит статьям 132 Конституции Российской Федерации, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Наука" с июля 2000 по декабрь 2001 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" при взимании платы с гражданина Сидорука У.А. за горячее водоснабжение и отопление учитывал льготу в размере 50%. Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися материалами дела и сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования, суд обеих инстанций полагал, что обязанность МО "Город Архангельск" возместить расходы истца по предоставлению услуг льготным категориям граждан возникла из Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, в соответствии с пунктом 14 которого расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным.
Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно с ними проживающие члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Однако механизм возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот, вышеуказанным постановлением Правительства не был определен.
Суд кассационной инстанции согласен с доводами подателя жалобы о том, что взыскание с казны муниципального образования расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных федеральным законодательством, противоречит статьям 132 Конституции Российской Федерации, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, кроме того, такой вывод противоречит и статьям 14, 31, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 6, 49 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Возмещение расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения не относится.
Согласно пункту 2 статьи 49 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований ЖСК "Наука" должен оплатить государственную пошлину в доход федерального бюджета по иску, апелляционной и кассационной жалобам. Кассационная инстанция, учитывая тяжелое финансовое положение истца, а также то, что истцом по иску оплачена государственная пошлина в меньшем размере, чем требуется, полагает возможным уменьшить размер взыскиваемой государственной пошлины до 150 руб.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7401/03-3 отменить.
В иске жилищно-строительному кооперативу "Наука" отказать.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Наука" в доход федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
И.И.Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2004 г. N А05-7401/03-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника