Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 апреля 2004 г. N А42-8264/03-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 26.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пять углов" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.11.2003 по делу N А42-8264/03-29 (судья Быкова Н.В.)
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) в порядке статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Пять углов" (далее - общество) налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 100 руб. за непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности за первый квартал 2003 года и 100 руб. на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации по целевому сбору (налогу) на содержание милиции за первый квартал 2003 года.
Решением суда от 24.11.2003 требования налоговой инспекции удовлетворены частично. С общества взыскано 100 руб. штрафных санкций в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит решение отменить и в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказать полностью, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, при переходе на специальный режим налогообложения - единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) у общества отпала необходимость представлять налоговому органу бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, так как данные документы не содержат сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка по вопросу представления обществом бухгалтерской отчетности за первый квартал 2003 года, в результате которой было установлено, что обществом не представлены в налоговый орган по месту учета бухгалтерский баланс (форма N 1) и отчет о прибылях и убытках (форма N 2) за первый квартал 2003 года.
Решением налоговой инспекции от 30.07.2003 N 1600 общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 100 руб. штрафа (50 руб. за каждый документ). Пунктом 2 решения налогового органа налогоплательщику было предложено добровольно уплатить соответствующие суммы налоговых санкций в бюджет.
Обществом в добровольном порядке штраф не уплачен, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил требования налоговой инспекции в части взыскания с общества 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 346.26 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ НК РФ определено, что уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость (в отношении операций, не связанных с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных выше, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Таким образом, организации-плательщики ЕНВД по доходу, полученному от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, освобождены от представления в налоговый орган только деклараций по тем налогам, уплата которых заменена уплатой названного налога.
Что касается вопроса представления баланса и прилагающихся к нему форм, то согласно положениям Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 10.01.2003) от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 и пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон) все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4 Федерального закона он распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и приравненных к ним адвокатов, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 4 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом.
В статье 15 Федерального закона установлены адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять налоговый контроль в формах, предусмотренных статьей 82 НК РФ, в том числе посредством проверки данных учета и отчетности.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Довод общества о том, что налогоплательщик, уплачивающий ЕНВД, рассчитываемый по установленной для налогоплательщика базовой доходности и величине физического показателя, освобождается от обязанности представлять в налоговые органы отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс, так как эти документы не отражают ни базовой доходности, ни физического показателя, неправомерен.
Системный анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что необходимость представления указанных документов предусмотрена законом.
Налогоплательщики, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Учитывая изложенное, организации, перешедшие на уплату ЕНВД, не освобождены от представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности, в связи с чем, общество обязано было представить бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за первый квартал 2003 года в срок до 30.04.2003. В связи с этим налоговая инспекция решением от 30.07.2003 N 1600 правомерно привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.11.2003 по делу N А42-8264/03-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пять углов" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Пять углов" в доход федерального бюджета 40 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2004 г. N А42-8264/03-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника