Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 апреля 2004 г. N А26-4943/03-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от ООО "Красная рыбка" специалиста по юридическим вопросам Катаевой Е.В. (доверенность от 05.12.2003) и директора Минина А.Р. (решение о назначении от 02.12.2001 N 1),
рассмотрев 26.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2004 по делу N А26-4943/03-211 (судьи Переплеснин О.Б., Романова О.Я., Морозова Н.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Красная рыбка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 08.07.2003 N 81, от 21.07.2003 N 99 и N 123 и требований от 08.07.2003 N 733 и N 734.
Решением суда от 20.10.2003 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2004 решение суда от 20.10.2003 отменено и заявление Общества удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что на момент проведения налоговым органом проверки у налогоплательщика отсутствовали оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) счета-фактуры.
Инспекция считает неправильной ссылку суда апелляционной инстанции на наличие у Общества переплаты НДС, поскольку "переплата возникла именно в связи с применением вычетов в соответствующих периодах".
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Обществом 08.04.2003 представлена в Инспекцию измененная декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2002 года, согласно которой заявлены: к вычету - 430 290 руб. НДС и к возмещению - 163 347 руб. НДС.
Налогоплательщик 21.04.2003 представил в налоговый орган измененную декларацию по НДС за февраль 2003 года, согласно которой заявлены к вычету 378 363 руб. НДС и к уплате 18 550 руб. НДС.
Согласно материалам дела Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом измененных деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2002 года и февраль 2003 года, по результатам рассмотрения которых проверяющими 18.06.2003 составлена докладная записка.
По мнению инспекции, Общество необоснованно заявило налоговый к вычету 195 720 руб. НДС за ноябрь 2002 года и 230 460 руб. НДС за февраль 2003 года, поскольку счета-фактуры (9 за ноябрь 2002 года и 15 за февраль 2003 года) составлены с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, то есть не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно докладной записке Общество необоснованно предъявило к вычету 234 515 руб. НДС за ноябрь 2002 года и 147 702 руб. НДС за февраль 2003 года, поскольку в подтверждение этих вычетов не представлены счета-фактуры.
Таким образом, Инспекцией не приняты вычеты, заявленные в измененных декларациях за ноябрь 2002 года (430 235 руб.) и за февраль 2003 года (378 162 руб.).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций копия докладной записки направлена в адрес ООО "Красная рыбка" заказной почтовой корреспонденцией 18.06.2003 и получена им 20.06.2003.
На основании докладной записки налоговым органом принято решение от 08.07.2003 N 81 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 99 479 руб. штрафа за неполную уплату НДС, а также о доначислении 590 048 НДС, в том числе 430 235 руб. за ноябрь 2002 года и 159 813 руб. за февраль 2003 года, и начислении 31 482 руб. пеней. Копия решения направлена Обществу заказным письмом.
В требованиях от 08.07.2003 N 733 и N 734 заявителю предложено в срок до 18.07.2003 уплатить начисленные по решению суммы налога, пеней и штрафа.
Поскольку Общество в установленный в требованиях срок не уплатило налог, пени и штраф, Инспекция вынесла решение от 21.07.2003 N 99 о приостановлении операций по счетам Общества и решение от 21.07.2003 N 123 о взыскании налога, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках.
На основании данных решений налоговым органом направлены в банк инкассовые поручения от 21.07.2003 N 3178 и 3177 на взыскание сумм налога и пеней.
Общество не согласилось с решениями Инспекции от 08.07.2003 N 81, от 21.07.2003 N 99, от 21.07.2003 N 123, требованиями об уплате налога от 08.07.2003 N 733 и N 734 и обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд кассационной инстанции считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить на предусмотренные этой статьей вычеты общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ. Из пункта 1 этой статьи следует, что налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статье 172 НК РФ к таким первичным документам относятся платежные документы, подтверждающие фактическую уплату предъявленных к вычету сумм налога, и счета-фактуры, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ являются основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При этом в пункте 5 статьи 169 НК РФ содержится исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. Согласно пункту 6 этой же статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) или доверенностью от имени организации.
В данном случае суд апелляционной инстанции в результате рассмотрения спора по существу исследовал подлинники счетов-фактур, представленные Обществом для обозрения во исполнение определения суда, и установил их соответствие требованиям статьи 169 НК РФ.
Доказательств представления Обществом в налоговый орган счетов-фактур, оформленных с нарушением порядка, установленного статьей 169 НК РФ, Инспекция не представила.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, счета-фактуры, соответствующие требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, представлены Обществом в Инспекцию до принятия ею оспариваемого решения.
Данные обстоятельства свидетельствует о необоснованном привлечении Общества к налоговой ответственности, начислении НДС и пеней, а также списании со счета Общества сумм налога и пеней.
Таким образом, при вынесении постановление судом апелляционной инстанции не нарушены нормы материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2004 по делу N А26-4943/03-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Г.Г.Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2004 г. N А26-4943/03-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника