Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2004 г. N А21-7011/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
рассмотрев 07.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.04 по делу N А21-7011/03-С1 (судьи Гелеверя Т.А., Мялкина А.В., Карамышева Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Система" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным постановления Калининградского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП) от 15.07.03 N 25 о наложении на общество административного взыскания на основании части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.11.03 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.04.04 решение суда отменено. Оспариваемое постановление ТУ МАП признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе ТУ МАП просит отменить судебные акты, ссылаясь на соблюдение им процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что ТУ МАП истребовало у общества информацию об общих объемах выпуска и реализации соковарок и обандероливающих устройств УОК-2.02 для денежных билетов. Запрошенная информация не была представлена заявителем в установленный антимонопольным органом срок.
Решением от 20.06.03 комиссия ТУ МАП признала общество нарушившим положения статьи 14 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". На основании указанного решения антимонопольный орган выдал обществу предписание от 20.11.03 N 11, которым обязал заявителя представить запрошенную информацию до 27.06.03.
По факту невыполнения обществом данного предписания ТУ МАП вынесло определение от 04.07.03 N 25 о возбуждении дела об административном правонарушении.
По итогам административного расследования антимонопольный орган составил в отношении заявителя протокол от 15.07.03 N 25 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением ТУ МАП общество привлечено к административной ответственности в виде 200 000 руб. штрафа.
В соответствии с частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Признавая незаконным оспариваемое постановление ТУ МАП, суд апелляционной инстанции указал на нарушение антимонопольным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Статьей 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, наряду с требованиями о содержании протокола предусмотрен ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Такими гарантиями являются: разъяснение этим лицам их прав и обязанностей; запись в протоколе объяснений этих лиц; подписание протокола и запись в протоколе замечаний относительно его содержания.
Как указано в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушение административным органом требований статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, может являться основанием для отмены оспариваемого решения административного органа.
Из материалов дела следует, что ТУ МАП уведомило общество о времени и месте рассмотрения дела (копия определения о возбуждении направлена заявителю 07.07.03). Законный представитель общества для участия в составлении протокола об административном правонарушении не приглашался.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом антимонопольного органа в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о месте и времени составления протокола.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое постановление ТУ МАП, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.04 по делу N А21-7011/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2004 г. N А21-7011/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника