Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2004 г. N А05-14632/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельскинжстрой" генерального директора Кузнецова С.А. (решение учредителей от 01.02.2002 N 2, приказ от 01.02.2002 N 2), юрисконсульта Филатова А.Л. (доверенность от 26.12.2003),
рассмотрев 24.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2004 по делу N А05-14632/03-14 (судья Лепеха А.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельскинжстрой" (далее - Общество, ООО "Архангельскинжстрой") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 06.11.2003 N 16-23/23353 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 10.02.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение и отказать Обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество с 01.01.2003 применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - УСН), то суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), полученные Обществом в 2003 году, не подлежат вычету.
В судебном заседании представители Общества представили отзыв и просили решение суда оставить без изменения.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с 01.01.2003 применяет УСН.
ООО "Архангельскинжстрой" в 2002 году находилось на общей системе налогообложения и выполняло строительные работы по раздельным двусторонним договорам с открытым акционерным обществом "Щекингазстрой" (далее - генподрядчик) и открытым акционерным обществом "Вельскмелиорация" (далее - субподрядчик) и в 2002 году выставило счета-фактуры на оплату выполненных работ с учетом НДС.
Однако часть оплаты за выполненные в 2002 году работы получена Обществом в апреле-мае 2003 году с учетом НДС.
ООО "Архангельскинжстрой" 17.07.2003 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 2-й квартал 2003 года, заявив к возмещению 162 000 руб. НДС, уплаченных Обществом субподрядчику по выставленным в 2002 году счетам-фактурам.
Налоговый орган произвел камеральную проверку представленных Обществом документов, по результатам которой принял решение от 06.11.2003 N 16-23/23353 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Инспекция доначислила Обществу 162 000 руб. НДС и привлекла к налоговой ответственности в виде взыскания 32 400 руб. штрафа за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы.
Основанием для вынесения такого решения послужило то, что ООО "Архангельскинжстрой" с 01.01.2003 переведено на УСН, в связи с чем не является плательщиком НДС и не имеет права на возмещение налога из бюджета.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что независимо от того, что ООО "Архангельскинжстрой" с 01.01.2003 переведено на УСН, реализация услуг и выставление счетов-фактур произведены в 2002 году, то есть при применении Обществом общей системы налогообложения, в связи с чем заявитель в 2003 году имеет право на применение налоговых вычетов.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований Обществу следует отказать.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работу услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Согласно статье 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению плательщику НДС.
Вместе с тем пунктом 5 статьи 173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
(в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
(в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
(в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения необходимо учитывать, что у названных лиц суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса к вычету не принимаются.
Более того, глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит норм, представляющих налогоплательщику, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, право производить вычеты сумм налога на добавленную стоимость, полученных после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС. В данном случае спорная сумма налога на добавленную стоимость не возмещена до перехода Общества на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для налогового вычета по НДС.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии у общества права на налоговый вычет НДС при применении упрощенной системы налогообложения, при осуществлении которой он не уплачивает налог на добавленную стоимость, не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт реализации налогоплательщиком в 2002 году работ, услуг и получение сумм НДС в 2003 году. Следовательно, Обществом не вправе в 2003 году при применении УСН предъявлять НДС к вычету.
Подлежит отклонению и довод суда и Общества со ссылкой на пункт 8 статьи 149 НК РФ, поскольку, исходя из редакции данной нормы, она в рассматриваемой ситуации неприменима.
При отказе в удовлетворении требований с Общества надлежит взыскать 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах двух инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2004 по делу N А05-14632/03-14 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Архангельскинжстрой" отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 06.11.2003 N 16-23/23353.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Архангельскинжстрой" 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций в доход федерального бюджета.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2004 г. N А05-14632/03-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника