Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2004 г. N А05-9626/03-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.2003 N 08/02-11/3),
рассмотрев 22.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 26.01.2004 (судья Гуляева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 29.03.2004 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9626/03-23,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Архэнерго" в лице Котласского межрайонного отделения - филиала "Энергосбыт" (далее - ОАО "Архэнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Вилегодский район" (далее - МО "Вилегодский район"), Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Управлению федерального казначейства по Архангельской области о взыскании 140 261 руб. 13 коп. (с учетом уменьшения размера иска) расходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льгот по оплате электроэнергии за период с августа по декабрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 26.01.2004 исковые требования ОАО "Архэнерго" удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- судом в нарушение пункта 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 (далее - Правила), взысканы расходы с федерального бюджета, тогда как в материалах дела отсутствуют сведения о принадлежности жилищного фонда, где проживают льготные категории граждан, к федеральной собственности;
- в деле отсутствует информация о количестве и персональном составе льготников;
- Минфин РФ не состоял в договорных обязательствах с истцом, поэтому не имеет обязанностей по возмещению расходов;
- Минфин РФ полностью выполнил обязательства по финансированию льгот, предоставленных в соответствии с Законом, так как перечислил Архангельской области всю сумму, предусмотренную Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год";
- лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Архэнерго" с августа по декабрь 2002 года в соответствии с Законом при взимании платы за электроэнергию учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории МО "Вилегодский район". Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, списками инвалидов, актами сверки и другими доказательствами.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил финансирование расходов, связанных с их реализацией льгот для данной категории граждан, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Архангельской области из федерального фонда 165 939,0 тыс. руб. компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Указанная денежная сумма была получена Департаментом финансов, и который направил ее муниципальным образованиям; МО "Вилегодский район" было перечислено 1 640 500 руб.
Однако этой денежной суммы оказалось недостаточно для компенсации расходов организациям, предоставляющим льготы.
Механизм возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 определен не был.
При проведении Счетной палатой Российской Федерации проверки использования средств Фонда компенсаций, выделенных Архангельской области из федерального бюджета в 2002 году, установлено и отражено, что факт этих средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением спорных льгот, недостаточно.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Минфин РФ не исполнил обязанности по планированию в бюджете достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Довод Минфина РФ о том, что за счет средств федерального бюджета должны возмещаться расходы по предоставлению льгот гражданам, проживающим только в жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности, является необоснованным, поскольку противоречит как Закону, так и Правилам, на которые ссылается сам податель жалобы.
Довод о неправомерности взыскания суммы компенсации в связи с отсутствием в деле информации о количестве и персональном составе льготников не может быть принят кассационной инстанцией, поскольку факт предоставления льгот подтвержден имеющимися материалами дела: списками-реестрами лиц, имеющих право на льготы, актами сверки расчетов, составленными между истцом и Отделом социальной защиты населения МО "Вилегодский район".
Также не может быть принят и довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ не состоял в договорных отношениях с истцом, поэтому не имеет обязанностей по возмещению расходов, так как правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.03.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9626/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2004 г. N А05-9626/03-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника