Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июня 2004 г. N А56-40745/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А., при участии от жилищного кооператива N 8 Шапиной Т.А. (доверенность от 30.10.03 N 7/1), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Бярчук Н.С. (доверенность от 06.04.04 N 19/13393),
рассмотрев 21.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.04 по делу N А56-40745/03 (судья Ресовская Т.М.),
установил:
Жилищный кооператив N 8 (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невозврате кооперативу излишне уплаченного единого социального налога за 2001-2003 годы, и об обязании налоговой инспекции возвратить 605 815 руб. 33 коп. излишне уплаченного единого социального налога.
Решением суда от 09.02.04 заявленные кооперативом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 09.02.04 в связи с неправильным применением судом подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кроме того, налоговый орган считает, что заявитель неправомерно включил в заявленную сумму уплаченные в 2002-2003 годах страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель кооператива возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что кооператив уплачивал единый социальный налог за 2001-2003 годы с выплат в пользу физических лиц, осуществляемых за счет членских взносов. Считая, что данные выплаты не подлежат обложению единым социальным налогом, кооператив обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 605 815 руб. 33 коп. излишне уплаченного единого социального налога. Налоговый орган оставил заявление налогоплательщика без ответа.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных, жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
По мнению кассационной инстанции, анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что основными условиями освобождения указанных выплат от обложения единым социальным налогом являются цели деятельности организации (удовлетворение потребностей ее членов) и источник выплат в пользу физических лиц (за счет членских взносов).
Как видно из материалов дела и установлено судом, кооператив является некоммерческой организацией, созданной с целью удовлетворения потребностей ее членов и их семей в жилье и последующей эксплуатации жилого фонда за счет средств членов кооператива.
Кассационная инстанция отклоняет довод налоговой инспекции о том, что предусмотренный подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ перечень организационно-правовых форм организаций, выплаты которых, осуществляемые за счет членских взносов, освобождаются от обложения единым социальным налогом, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В статье 238 НК РФ приведен перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, а не перечень налогоплательщиков, которым предоставляется льгота по единому социальному налогу (такой перечень содержится в статье 239 НК РФ). Кассационная инстанция считает, что освобождение от обложения единым социальным налогом выплат, производимых за счет членских взносов, в зависимости от выбранной кооперативом организационно-правовой формы противоречит принципу равенства налогообложения.
Вместе с тем обжалуемое решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Из акта сверки расчетов от 23.01.04 следует, что в 2002-2003 годах кооператив уплатил 233 685 руб. 10 коп. по кодам бюджетной классификации 1010610 и 1010620.
Согласно приложению 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" по коду 1010610 классифицируются доходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, а по коду 1010620 - доходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему Российской Федерации, то есть не относятся к числу налогов.
В силу статьи 13 Закона управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием входят в компетенцию органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Налоговые органы не обладают полномочиями по распоряжению средствами Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем кооперативу следует частично отказать в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.04 по делу N А56-40745/03 в части признания незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга, выразившегося в невозврате жилищному кооперативу N 8 излишне уплаченного единого социального налога в сумме 233 685 руб. 10 коп., а также в части обязания Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга возвратить указанную сумму заявителю отменить.
В удовлетворении этой части требований жилищного кооператива N 8 отказать.
В остальной части решение суда от 09.02.04 оставить без изменения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2004 г. N А56-40745/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника