Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2004 г. N А66-9798-03 Иск ОАО о признании недействительным решения ИМНС о привлечении к ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, удовлетворен, так как предоставленное Инспекции право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, ограничено видом проверки, в связи с чем, ИМНС могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным ИМНС ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно п.1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

По мнению общества, налоговые органы не вправе в ходе камеральной проверки истребовать первичные бухгалтерские документы, если в представленной налоговой декларации отсутствуют ошибки.

Суд кассационной инстанции указал, что если камеральной проверкой налоговой декларации и представленных с ней документов не выявлено противоречий, то первичные документы истребоваться у налогоплательщика не должны.

Подпунктом 4 п.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность. Согласно ст. 54 НК РФ налоговая база исчисляется на основе регистров бухгалтерского учета, иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Проанализировав в совокупности данные нормы, суд отметил, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно данные документы являются предметом камеральных проверок, а не первичные документы, которые проверяются при выездных налоговых проверках. Поэтому сделал вывод, что камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении деклараций. Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные. Это приводит к несоблюдению гарантий налогоплательщика, связанных с проведением выездной проверки.

Поэтому суд указал, что привлечение общества к ответственности по п.1 ст. 126 НК РФ за не предоставление первичных документов, запрошенных в ходе камеральной проверке, неправомерно.

Суд кассационной поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции отменил, кассационную жалобу общества удовлетворил.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2004 г. N А66-9798-03


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника