Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2004 г. N А56-50579/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В. И Хохлова Д.В., при участии от Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Сэверо-Западному округу Курганского И.М. (доверенность от 01.04.04), Краснова Е.В. (доверенность от 09.02.04) и Аркина П.Ю. (доверенность от 20.04.04), от общества с ограниченной ответственностью "Норма-Лизинг" Шанина А.П. (доверенность ст 20.11.03) и генерального директора Павлова А.Д. (протокол от 27.09.02 N 3/2002),
рассмотрев 16.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.04 по делу N А56-50579/03 (судьи Фокина Е.А., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норма-Лизинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу (далее - управление) от 04.12.03 N 06-03/3 о назначении административного наказания по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.02.04 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.03.04 решение суда отменено. Суд признал незаконным и отменил постановление управления от 04.12.03, сделав вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, действия общества правомерно квалифицированы по статье 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы жалобы, а представитель общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 04.11.02 по 14.11.03, о чем составлен акт от 01.12.03. Входе проверкой установлено, что в нарушение статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) и пунктов 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.03 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом" (далее - Постановление) обществом нарушены сроки разработки и согласования правил внутреннего контроля за осуществлением операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - Правила).
По результатам проверки управлением составлен протокол от 02.12.03 об административном правонарушении и вынесено постановление от 04.12.03 N 06-03/3 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 МРОТ, что составляет 50 000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1 и 2 Постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Из материалов дела видно, что Правила, разработанные и утвержденные руководителем общества, на момент проверки на согласование в Комитет Российской Федерации по финансовсму мониторингу не направлялись.
Следовательно, в нарушение действующего законодательства общество своевременно не согласовало Правила с Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу.
Вывод суда апелляционной инстанции о неправильной квалификации действий заявителя по статье 15.27 КоАП РФ ошибочен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 3 Закона внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Однако осуществления внутреннего контроля необходимо организовать.
Кассационная инстанция считает, что под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, предшествующее осуществлению собственно самого внутреннего контроля. К таким требованиям следует отнести и действия организации по надлежащему согласованию правил внутреннего контроля. Следовательно, работа заявителя по Правилам, не согласованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не может считаться надлежащим исполнением законодательства в части организации внутреннего контроля.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, в связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.04 по делу N А56-50579/03 отменить.
Оставить в силе принятое по настоящему делу решение суда первой инстанции.
Председательствующий |
С.Н.Бухарцев |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. N А56-50579/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника