Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июня 2004 г. N А56-45387/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Золотая рыбка" юрисконсульта Кочетыговой Н.В. (доверенность от 10.06.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2004 по делу N А56-45387/03 (судья Королева Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Золотая рыбка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 17.09.2003 N 10-33/22821 об отказе в возмещении из бюджета 243 701 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного к вычету по декларации за март 2003 года (по внутреннему рынку) с возложением на налоговый орган обязанности по возмещению указанной суммы из бюджета.
Решением суда от 29.01.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены с нарушением установленного порядка, а потому не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами сумм налога к вычету.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако ее представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года, согласно которой сумма налога, исчисленного с операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, составила 523 595 руб., а сумма налоговых вычетов - 767 296 руб. В связи с превышением сумм налога, уплаченных поставщикам, над суммами налога, полученными от покупателей, Обществом заявлено к возмещению из бюджета 243 701 руб. налога.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 02.12.2000 N 194" следует читать "от 02.12.2000 N 914"
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и документов, представленных в обоснование применения налоговых вычетов, в ходе которой пришла к выводу о неправомерном включении Обществом в состав налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Налоговый орган усмотрел нарушение пункта 9 раздела II Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 194, в том, что некоторые счета-фактуры, выставленные продавцами - ООО "Росстрой" и МП Выборгские электрические сети, а также оформленные Обществом покупателю - ООО "Юго-Запад", имеют одинаковые номера, следовательно, не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а потому не могут служить основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 17.09.2003 N 10-33/22820 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 243 701 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2003 года.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд подтвердил законность требования налогоплательщика, и кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 НК РФ) и принятие к учету товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Оценив имеющиеся в деле документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие в счетах-фактурах одинаковых номеров но за разные дни (с разными датами) не является - в рассматриваемом случае, с учетом установленного налогоплательщиком порядка учета счетов-фактур и присвоения им порядковых номеров (нумерация бланков счетов-фактур осуществляется в Обществе в пределах дня) - нарушением требований, предъявляемых к порядку оформления счетов-фактур, и не может служить основанием для отказа в возмещении предъявленных к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставшикам.
Согласно требованиям статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 этой статьи счета-фактуры, составленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В частности, в подпункте 1 пункта 5 статьи 169 НК РФ указано, что в счете-фактуре должен быть указан ее порядковый номер.
В соответствии с пунктами 2, 8 статьи 169 НК РФ на плательщиков налога на добавленную стоимость возложена обязанность оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 9 раздела II Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 194, указано, что регистрация в книге покупок или продаж счетов-фактур с одинаковыми реквизитами допускается только в определенных в постановлении случаях.
Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, регистрироваться в книге покупок не могут.
Вместе с тем, ни статьей 169 НК РФ, ни Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, не установлен порядок присвоения номеров счетам-фактурам.
Порядок нумерации счетов-фактур (включавший правила об осуществлении нумерации бланков счетов-фактур в пределах отчетного года, а также о том, что с начала отчетного года нумерация начинается с цифры 1 и др.), введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.98 N 108, отменен в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 194.
Ввиду отсутствия нормативно закрепленных правил нумерации счетов-фактур, налогоплательщиком самостоятельно установлен порядок учета счетов-фактур и присвоения им порядковых номеров, в соответствии с которым нумерация бланков счетов-фактур осуществляется в Обществе в пределах дня.
Спорные счета-фактуры имеют одинаковые порядковые номера, но разные даты, следовательно, вывод налоговой инспекции о наличии у спорных счетов-фактур одинаковых реквизитов, что препятствует отражению указанных в них сумм налога в налоговой декларации в составе налоговых вычетов, неправомерен.
Кроме того, принимая во внимание, что налог на добавленную стоимость в сумме 243 701 руб., предъявлен Обществом к возмещению из бюджета по декларации за май 2003 года, а решение об отказе в возмещении налогоплателылику 243 701 руб. налога на добавленную стоимость вынесено налоговой инспекцией по декларации за март 2003 года, и никаких других решений по декларации за май 2003 года налоговым органом не принималось, налоговая инспекция обязана была по истечении трех месяцев возместить Обществу в порядке, установленном пунктами 1-3 статьи 176 НК РФ, 243 701 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщиком к возмещению из бюджета по декларации за май 2003 года.
Учитывая изложенное, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2004 по делу N А56-45387/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2004 г. N А56-45387/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника