Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2004 г. N А56-35084/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А., при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Гавриловой С.А. (доверенность от 05.01.04), от Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу Министерства финансов Российской Федерации Русинова А.Ю. (доверенность от 18.08.03), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Карпович Е.А. (доверенность от 06.05.04), от закрытого акционерного общества "Атика" Крупенниковой Ю.Н. (доверенность от 18.09.03),
рассмотрев 28.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 15.12.03 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 31.03.04 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35084/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Атика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу Министерства финансов Российской Федерации (далее - казначейство), выразившегося в невозврате 232 835 руб. 07 коп. ошибочно перечисленных в доход федерального бюджета денежных средств, а также об обязании ответчиков возвратить указанную сумму на расчетный счет общества.
Решением суда от 15.12.03 КУГИ обязан возвратить обществу из федерального бюджета 232 835 руб. 07 коп. денежных средств. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.04 решение суда отменено. Бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невозврате обществу 232 835 руб. 07 коп., необоснованно перечисленных в федеральный бюджет, признано незаконным. Налоговый орган обязан возвратить указанную сумму на расчетный счет заявителя. В удовлетворении остальной части заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, на налоговые органы не возложена обязанность по возврату из федерального бюджета излишне перечисленных денежных средств, не относящихся к налогам.
Кроме того, налоговая инспекция считает, что в данном случае следует признать незаконным бездействие казначейства и КУГИ.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на правомерность удовлетворения заявленных требований и указывает на то, что спорные денежные средства 07.06.04 ему возвращены.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества, казначейства и КУГИ возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что платежными поручениями от 17.10.02 N 141 и от 22.10.02 N 309 общество перечислило в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 201002 "Арендная плата за земли городов и поселков" 232 835 руб. 07 коп. арендной платы за нежилое помещение, арендуемое согласно заключенному с КУГИ договору от 05.08.02 N 03-А09236.
Поскольку заявитель не является арендатором земельного участка, платеж произведен ошибочно, что послужило основанием для обращения общества с заявлением в суд. Факт ошибочного перечисления заявителем денежных средств в федеральный бюджет установлен судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с подпунктом 44 пункта 6 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.02 N 377, и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" контроль за перечислением в федеральный бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, возложен на органы Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
Порядок возврата сумм излишне уплаченной арендной платы за находящиеся в государственной собственности земельные участки нормативно не урегулирован, в связи с чем обязанность возвратить обществу излишне перечисленные в федеральный бюджет денежные средства не может быть возложена на КУГИ.
Ссылка налоговой инспекции на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.08.03 N 3-01-01/07-237 "О неналоговых доходах и иных поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом. В названном письме изложена правовая позиция Министерства финансов Российской Федерации относительно возможности до принятия соответствующего нормативного правового акта возложить обязанности по возврату излишне уплаченных сумм неналоговых доходов на органы, осуществляющие контроль за их уплатой. Изложенные в данном письме разъяснения не являются обязательными для КУГИ.
Несостоятельна и ссылка налогового органа на письма Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 05.03.03 N ДА-9/5030 и от 03.03.03 N СК-4/4837, поскольку приведенные в них разъяснения касаются осуществления контроля органами Министерства имущественных отношений Российской Федерации за перечислением в федеральный бюджет обязательных платежей.
Вместе с тем согласно пункту 11 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров Российской Федерации от 27.08.93 N 864, органы казначейства осуществляют по представлению государственных налоговых инспекций возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей.
Учитывая приведенную правовую норму, кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции правомерно признал бездействие налогового органа незаконным.
Однако, как установлено в судебном заседании, излишне уплаченные в доход федерального бюджета денежные средства заявителю возвращены, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.04 по делу N А56-35084/03 в части обязания Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу возвратить на расчетный счет закрытого акционерного общества "Атика" из федерального бюджета 232 835 руб. 07 коп. ошибочно перечисленных денежных средств отменить.
В удовлетворении этой части требований отказать.
В остальной части постановление апелляционной инстанции от 31.03.04 оставить без изменения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
О.А.Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2004 г. N А56-35084/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника