Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июля 2004 г. N А05-12684/03-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,
рассмотрев 08.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонная инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.04 по делу N А05-12684/03-11 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уменьшения размера требований) о взыскании с открытого акционерного общества "Агросервис Вилегодское" (далее - Общество, ОАО "Агросервис Вилегодское") 19 832 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 50 914 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 37 982 руб. пеней по НДС и 7 722 руб. пеней по сбору на нужды образовательных учреждений.
Решением от 11.03.04 суд удовлетворил требования Инспекции в части взыскания с ОАО "Агросервис Вилегодское" 705 руб. НДС, 9 656 руб. пеней и 9 790 руб. 40 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит полностью отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, ОАО "Агросервис Вилегодское" не имело права принимать к вычету суммы НДС на основании счетов-фактур, выставленных ему поставщиками - индивидуальными предпринимателями (крестьянские фермерские хозяйства), в которых НДС выделен отдельной строкой, поскольку последние не являются плательщиками НДС.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ОАО "Агросервис Вилегодское" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.02.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 12.05.03 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений принято решение от 06.06.03 N 149ДПС о привлечении ОАО "Агросервис Вилегодское" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафных санкций в сумме 19 832 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить 50 914 руб. НДС, 37 982 руб. пеней по НДС и 7 722 руб. пеней по сбору на нужды образовательных учреждений.
Указанные в решении суммы штрафа, недоимки и пеней предъявлены Инспекцией к уплате на основании выставленных в адрес Общества требований от 09.06.03 N 1114 об уплате налога и N 1115 об уплате штрафных санкций.
Поскольку Общество в срок, указанный в требовании, не уплатило предъявленные к уплате суммы штрафа, недоимки и пени на основании решения Инспекции от 06.06.03 N 149, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального права, считает решение суда от 11.03.04 законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, Инспекция в ходе выездной налоговой проверки установила, что ОАО "Агросервис Вилегодское" приобретало товар у частных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств ("Сидоровское", "Елезовское" и общества с ограниченной ответственностью "Вельяра", (далее - ООО "Вельяра"), на основании предъявленных ими счетов-фактур от 05.04.2000 N 32 и N 34, от 17.02.2000 N 10, от 28.06.03 N 313. В названных счетах-фактурах суммы НДС выделены отдельной строкой. По мнению налогового органа, ОАО "Агросервис Вилегодское" неправомерно применило налоговые вычеты по данным счетам-фактурам, поскольку вышеуказанные поставщики не являются плательщиками НДС.
Суд отклонил данный довод Инспекции на том основании, что ОАО "Агросервис Вилегодское" не должно нести ответственность за действия своих поставщиков, указывающих при выставлении счетов-фактур НДС отдельной строкой.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1) сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.
В случае превышения сумм налога, по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период (пункт 3 статьи 7 Закона N 1992-1).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком при отнесении НДС к вычету были соблюдены все необходимые условия, предусмотренные Законом N 1992-1: НДС выделен в счетах-фактурах отдельной строкой, приобретенный товар оплачен поставщикам с учетом НДС.
При этом Закон N 1992-1 не ставит право налогоплательщика на налоговые вычеты в зависимость от уплаты НДС в бюджет поставщиками материальных ресурсов, а также получения от них такого подтверждения.
Более того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, а именно: выявив факт неуплаты крестьянскими хозяйствами "Сидоровское", "Елизовское и ООО "Вельяра" НДС, предъявленного ими покупателю на основании выставленных счетов-фактур, в которых НДС выделен отдельной строкой, обязаны выяснить, являются ли названные организации налогоплательщиками, и в противном случае вправе решить вопрос о взыскании с них в бюджет НДС как неосновательно полученный.
Следует отметить, что суд полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, а следовательно, доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Таким образом, решение суда от 11.03.04 соответствует нормам материального и процессуального права и у кассационной инстанции нет оснований для его отмены и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.04 по делу N А05-12684/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Малышева |
В.В.Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 " О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными покупателем за реализованные товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
По мнению налогового органа, общество не вправе принимать к вычету суммы НДС на основании счетов-фактур, выставленных ему поставщиками - индивидуальными предпринимателями, которые не являются плательщиками НДС.
Суд указал, что общество обоснованно приняло к вычету уплаченные поставщикам суммы налога.
Пунктом 3 ст. 7 Закона РФ N 1992-1 установлено, что суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия основных средств на учет.
В случае превышения сумм налога, по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей.
Суд установил, что обществом при отнесении НДС к вычету были соблюдены все необходимые условия, предусмотренные Законом РФ N 1992-1: НДС выделен в счетах-фактурах отдельной строкой, товары оплачены поставщикам с учетом НДС. При этом отметил, что законодатель не ставит право налогоплательщика на налоговые вычеты в зависимость от уплаты НДС в бюджет поставщиком товара.
Суд также указал, что если налоговый орган установил, что поставщики - индивидуальные предприниматели предъявляют покупателям счета-фактуры с выделенным НДС, но в бюджет полученный налог не перечисляют, он вправе решить вопрос о взыскании с них необоснованно полученного налога.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июля 2004 г. N А05-12684/03-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника