Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июля 2004 г. N А05-14671/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Блиновой Л.В., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2004 по делу N А05-14671/03-19 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению культуры "Архангельский областной киноцентр" (далее - киноцентр) о взыскании 41 439 руб. налоговых санкций.
Решением суда от 01.03.2004 заявление удовлетворено частично. С киноцентра взыскано 6 358 руб. штрафа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и заявление удовлетворить. Податель жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы статей 119 и 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу киноцентр указывает, что судебный акт является законным и обоснованным, так как в действиях ответчика отсутствует состав правонарушения по статье 119 НК РФ.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку по представленным ответчиком налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость за январь, февраль и март 2003 года, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за первое полугодие 2003 года., о чем составила акт от 15.09.2003 N 16-23/3031к.
Из акта проверки следует, что киноцентр представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2003 года 21.04.2003 на основании пункта 2 статьи 161 НК РФ. В связи с изменениями налогооблагаемых оборотов и налоговых вычетов налогоплательщик представил 03.07.2003 декларации за январь, февраль и март 2003 года отдельно. Кроме того, недоимка по налогу за март 2003 года составила 31 924 руб. Тем самым налогоплательщик нарушил нормы статьей 81, 153, 166, 163, 171, 172, 174 НК РФ.
Рассмотрев материалы проверки и разногласия налогоплательщика по акту проверки, налоговая инспекция решением от 04.11.2003 N 16-23/23246 привлекла киноцентр к ответственности за нарушение сроков представления деклараций по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 35 054 руб. штрафа и по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога за март 2003 года в виде взыскания 6 385 руб. штрафа.
Налоговая инспекция направила ответчику требование об уплате штрафов от 04.11.2003 N 16-23/11248. Штраф в добровольном порядке ответчиком не уплачен, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Суд взыскал с ответчика штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Отказывая во взыскании штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ, суд указал, что 03.07.2003 налогоплательщик представил уточненные налоговые декларации, для которых не установлен срок представления, поэтому привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ неправомерно.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод основанным на материалах дела и соответствующим нормам налогового законодательства.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно статье 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц.
Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Статьей 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Как следует из материалов дела, ответчик представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию за первый квартал 2003, поскольку сумма его выручки за месяц составила менее миллиона рублей. Налоговую декларацию он представил 21.04.2003, то есть в установленный срок. В дальнейшем с учетом изменения налогооблагаемых оборотов и сумм налоговых вычетов за март месяц сумма его выручки составила более миллиона рублей, в связи с чем он представил 03.07.2003 уточненные налоговые декларации за январь, февраль и март 2003 года.
Суд первой инстанции обоснованно оценил налоговые декларации как уточненные и сделал правомерный вывод, что налоговым законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение сроков представления уточненных налоговых деклараций.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2004 по делу N А05-14671/03-19 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2004 г. N А05-14671/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника