Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2004 г. N А21-1039/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Коробова К.Ю., Марьянковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2004 по делу N А21-1039/04-С1 (судья Гурьева И.Л.),
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Школа охранников "Легион" (далее - НОУ "ШО "Легион") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - ИМНС РФ) от 06.02.2004 N 226-04 о привлечении его к административной ответственности и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб. за нарушение Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.03.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС РФ просит решение от 29.03.2004 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, привлеченные к участию в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.02.2004 в ходе проверки ИМНС РФ соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в офисе, принадлежащем НОУ "ШО "Легион", расположенном по адресу: город Калининград, улица Ермака, дом 3, установлено отсутствие в помещении НОУ "ШО "Легион" контрольно-кассовой техники и применение последним при осуществлении денежных расчетов с населением за оказанные образовательные услуги бланков строгой отчетности.
По результатам проведенной проверки ИМНС РФ составлены акт от 03.02.2004 N 000635 и протокол об административном правонарушении от 06.02.2004 N 23-05, на основании которых в силу статьи 14.5 КоАП РФ вынесено постановление от 06.02.2003 N 226-04 о назначении НОУ "ШО "Легион" административного наказания в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, НОУ "ШО "Легион" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании, его незаконным и отмене, указав на то, что организация при осуществлении денежных расчетов с населением правомерно применяла бланки строгой отчетности и привлечение заявителя к административной ответственности является незаконным.
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) предусмотрено обязательное применение контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Как установлено судом в соответствии с материалами дела, специальная форма бланков строгой отчетности для образовательных учреждений, осуществляющих прием наличных денег за оказанные образовательные услуги не утверждена до настоящего времени. Однако письмом от 11.04.2000 N 16-00-24-34 (л.д. 11) Министерство Финансов Российской Федерации рекомендовало образовательным учреждениям при расчетах с населением использовать в качестве бланка строгой отчетности форму квитанции, утвержденную письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-35 для службы лесного хозяйства РФ.
Судом в соответствии с материалами дела установлено, что НОУ "ШО "Легион" при осуществлении расчетов за оказанные образовательные услуги использует бланки строгой отчетности, в которых имеются все реквизиты, предусмотренные для бланков строгой отчетности, утвержденных письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-35.
Доказательств того, что образовательные учреждения при производстве денежных расчетов с населением за оказываемые услуги не вправе применять бланки строгой отчетности в материалах дела не представлены. Ссылка подателя жалобы на соответствующие письма Госналогслужбы России, кассационной инстанцией отклоняется как необоснованная. Действующим законодательством каких-либо ограничений в отношении образовательных учреждений не предусмотрено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным признание незаконным постановления ИМНС РФ от 06.02.2004 N 226-04 и его отмену и, не усматривая при принятии судом обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2004 по делу N А21-1039/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О.Матлина |
К.Ю.Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации в порядке, определяемом Правительством РФ, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Образовательное учреждение полагает, что неправомерно привлечено к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ при денежных расчетах с населением за оказанные услуги, т.к. гражданам при этом выдавались бланки строгой отчетности, форма которых утверждена Минфином РФ для службы лесного хозяйства.
Исследовав материалы дела, суд указал, что оснований для привлечения общества к административной ответственности нет.
ВАС РФ в постановлении от 31.07.2003 N 16 разъяснил, что до момента издания Правительством РФ соответствующих актов, использование организациями документов строгой отчетности, формы которых утверждены Минфином РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ, не является основанием для привлечения их к ответственности за неприменение ККМ.
В связи с этим суд отметил, что специальная форма бланков строгой отчетности для образовательных учреждений, осуществляющих прием наличных денег за оказанные образовательные услуги, не утверждена до настоящего времени.
Вместе с тем Минфин РФ письмом от 11.04.2000 N 16-00-24-34 рекомендовал образовательным учреждениям при расчетах с населением использовать в качестве бланка строгой отчетности форму квитанций, утвержденную письмом Минфина РФ от 20.04.1995 N 16-00-30-35 для службы лесного хозяйства.
Суд установил, что учреждение при приеме от граждан наличных денежных средств за оказанные услуги использовало бланки строгой отчетности, в которых имеются все реквизиты, предусмотренные для бланков строгой отчетности, утвержденных вышеуказанным письмом Минфина РФ.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. N А21-1039/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника