Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 сентября 2003 г. N А56-4500/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Коробова К.Ю., Сапоткиной Т.И.,
при участии прокурора Хорошевского И.А. (удостоверение N 30686), от ГУ МАП Стояновой Е.В. (доверенность от 01.07.2003), от Хвалия Б.И. - Иванова К.В. (доверенность от 17.03.2003),
рассмотрев 10.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2003 по делу N А56-4500/03 (судьи Градусов А.Е., Дроздов А.Г., Цурбина С.И.),
установил:
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга (далее - прокурор) в интересах государственного учреждения "Морская администрация порта Санкт-Петербург" (далее - ГУ МАП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к территориальному управлению Красносельского административного района Санкт-Петербурга (далее - администрация) о признании недействительными распоряжения главы администрации от 23.07.2002 N 901 и свидетельства от 24.07.2002 N 542/6 о государственной регистрации гражданина Хвалия Бориса Ивановича в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен индивидуальный предприниматель Хвалий Б.И.
Решением от 24.03.2003 (судья Ермишкина Л.П.) распоряжение администрации от 23.07.2002 N 901 признано недействительным как не соответствующее Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). В остальной части заявления производство по делу прекращено. В отношении гражданина Хвалия Б.И. производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2003 решение от 24.03.2003 отменено в части признания недействительным распоряжения администрации от 23.07.2002 N 901. В остальной части решение оставлено без изменения. В признании требования о недействительности распоряжения от 23.07.2002 N 901 отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить постановление апелляционной инстанции по следующим основаниям:
- закон запрещает индивидуальному предпринимателю осуществлять деятельность по лоцманской проводке судов, поскольку такие услуги могут оказываться морскими лоцманами, являющимися работниками лоцманской службы государственной организации, либо работниками негосударственных организаций (пункт 2 статьи 87 КТМ РФ);
- оспариваемым распоряжением Хвалию Б.И. предоставлено право заниматься деятельностью, которой он не вправе был заниматься на основании закона.
От ГУ МАП поступил отзыв на кассационную жалобу, в которой заявитель поддерживает доводы жалобы, также просит отменить постановление апелляционной инстанции по следующим основаниям:
- статья 87 КТМ РФ действует по кругу лиц, устанавливая, кто может быть морским лоцманом;
- судом не учтено, что Хвалий Б.И., уведомляя капитана Морского торгового порта Санкт-Петербург (письмо от 29.07.2002 N МА-2723) о начале обеспечения лоцманских операций на основании свидетельства от 24.07.2002 N 542/6, и не предполагал осуществление своей деятельности в составе какой-либо организации;
- поскольку администрация обеспечивает безопасность мореплавания и порядок в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров по торговому мореплаванию, то оспариваемое распоряжение затрагивает ее права и законные интересы.
От Хвалия Б.И. поступил отзыв на кассационную жалобу, содержащий просьбу оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а жалобу прокурора - без удовлетворения в связи со следующим:
- предприниматель Хвалий Б.И. какую-либо деятельность в порту Санкт-Петербург не осуществлял, поэтому интересы ГУ МАП не нарушены;
- положение о морских администрациях порта противоречит КТМ РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 N 705 и не должно применяться, поскольку главой 5 КТМ РФ предусмотрен государственный портовый контроль, согласно которому функции по обеспечению безопасности мореплавания возложены на капитана морского порта, являющегося самостоятельным административным органом;
- ни один из действующих законодательных актов не относит лоцманские услуги к исключительной сфере деятельности государственных организаций.
Администрация извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, прокурор в качестве основания признания недействительными распоряжения администрации от 23.07.2002 N 901 "О государственной регистрации предпринимателей и аннулировании государственной регистрации" и свидетельства от 24.07.2002 N 542/6 "О государственной регистрации физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в качестве индивидуального предпринимателя" указал на их противоречие статье 87 КТМ РФ. По мнению прокурора, КТМ РФ устанавливает ограничения в сфере лоцманской проводки судов в морских портах России, исключая граждан, действующих в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, из круга лиц, имеющих право на оказание таких услуг.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения от 23.07.2002 N 901, пришел к выводу о том, что в статье 87 КТМ РФ не содержится запрета на осуществление услуг по лоцманской проводке индивидуальными предпринимателями. При этом судом не учтены положения статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В то же время решение суда о признании недействительным распоряжения от 23.07.2002 N 901 как несоответствующее пункту 2 статьи 87 КТМ РФ также является необоснованным, поскольку судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 1 распоряжения от 23.07.2002 N 901 предусмотрена регистрация на основании личных заявлений в качестве предпринимателей граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, согласно приложению 1. Данное приложение содержит список с N 537 по N 542 граждан, получивших разрешение на занятие предпринимательской деятельностью (шесть человек). Ни в оспариваемом распоряжении, ни в приложении к нему не указаны виды деятельности, которые вправе осуществлять поименованные индивидуальные предприниматели, в том числе право Хвалия Б.И. осуществлять лоцманскую проводку судов.
В связи с этим вывод суда о несоответствии распоряжения от 23.07.2002 N 901 статье 87 КТМ РФ представляется недостаточно обоснованным. Кроме того, несмотря на то, что в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен только Хвалий Б.И., суд первой инстанции признал недействительным распоряжение полностью, в том числе и регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей иных граждан, названных в Приложении 1.
Указание на право гражданина Хвалия Б.И. оказывать услуги по лоцманской проводке судов на внутренних водных путях, акватории Балтийского моря и в морских портах Северо-Западного округа Российской Федерации содержится только в свидетельстве от 24.07.2002 N 542/6 о государственной регистрации физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" физические лица могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что требование прокурора о признании недействительным свидетельства от 24.07.2002 N 542/6 неподведомственно арбитражному суду, противоречит закону.
Поскольку прокурором заявлены требования о признании недействительными ненормативного акта администрации и свидетельства, выданного уполномоченным органом власти, спорные отношения возникли в сфере предпринимательской деятельности, то аннулирование распоряжением администрации от 26.12.2002 N 1619 государственной регистрации Хвалия Б.И. в качестве индивидуального предпринимателя также не является основанием для прекращения производства по делу.
В связи с тем, что судом апелляционной инстанции не устранены данные нарушения норм процессуального права, то решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, а также распределить расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.06.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4500/03 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2003 г. N А56-4500/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника