Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 марта 2001 г. N А05-8269/00-553/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области на решение от 19.12.2000 (судьи Лепеха А.П., Калашникова В.А., Сметанин К.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-8269/00-553/14,
установил:
Акционерное общество открытого типа "Беломорская сплавная контора" (далее - Беломорская сплавная контора) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области (далее - инспекция по налогам и сборам) от 19.09.2000 N 113/В/4899 в части начисления 16 751,25 рубля недоимки по арендной плате за пользование лесным фондом и 49 946,54 рубля пеней.
Решением арбитражного суда от 19.12.2000 требование инспекции по налогам и сборам признано недействительным.
В апелляционной инстанции решение не проверялось.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить решение арбитражного суда и отказать в иске, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Беломорская сплавная контора просит оставить решение от 19.12.2000 без изменения, считая его законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
При проверке законности обжалуемого судебного акта в кассационном порядке оснований для его отмены не установлено.
Инспекция по налогам и сборам направила в адрес Беломорской сплавной конторы требование от 19.09.2000 N 113/В/4899 о внесении налоговых платежей. В числе налоговых платежей, подлежащих уплате Беломорской сплавной конторой, инспекция по налогам и сборам указала арендную плату за пользование лесным фондом и пени в размере 16 751,25 рубля и 49.946,54 рубля соответственно. В требовании также указано, что в случае его неисполнения к налогоплательщику будут применены меры принудительного взыскания путем обращения взыскания на денежные средства и имущество должника, предусмотренные статьями 46, 47, 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность истца вносить арендные платежи за лесопользование установлена заключенным между Архангельским лесным хозяйством и Беломорской сплавной конторой договором на аренду участков лесного фонда от 30.09.98, срок действия которого - с 30.09.98 по 30.09.2047.
В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за лесопользование, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Названная норма соотносится со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в договоре аренды должны быть определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы. Установленный статьей 106 Лесного кодекса Российской Федерации порядок отчисления части арендной платы за лесопользование в федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации не может служить основанием для направления инспекцией по налогам и сборам арендатору требования о внесении этой арендной платы как недоимки в соответствующий бюджет, а также для применения налоговых санкций, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания арендной платы налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Юридическое содержание правоотношений образуют права и обязанности его субъектов. Обязанность Беломорской сплавной конторы вносить арендные платежи предусмотрена договором аренды, а следовательно, по своему содержанию является гражданско-правовым обязательством. Исследуемые правоотношения, вытекающие из договора аренды, не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяется публично-правовой режим по исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотренный статьями 46, 47, 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах направленное инспекцией по налогам и сборам арендатору лесного фонда требование о внесении суммы начисленной ею арендной платы и не установленной договором аренды санкции правильно признано арбитражным судом недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.12.2000 по делу N А05-8269/00-553/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2001 г. N А05-8269/00-553/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника