Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 августа 2004 г. N А56-3145/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу главного специалиста юридического отдела Шулая Л.Б. (доверенность от 28.07.2003 N 03/1151), от открытого акционерного общества "Фольгопрокатный завод" младшего юрисконсульта Серебрякова А.Ю. (доверенность от 09.09.2003),
рассмотрев 04.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 09.04.2004 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2004 (судьи Шульга Л.А., Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3145/04,
установил:
Открытое акционерное общество "Фольгопрокатный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - ИМНС, инспекция) от 16.12.2003 N 10/10632 и обязании налогового органа возвратить обществу из бюджета 250 858 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2003 года.
Решением суда от 09.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2004, заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, общество в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подтвердило факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, поскольку не представило в налоговый орган первичные товарно-транспортные накладные (форма N 1-Т) и доверенность на получение товара. Кроме того, инспекция указывает на то обстоятельство, что согласно представленным обществом спецификациям условием поставки по контракту от 08.10.2001 N GB/00195392/15003, заключенному с компанией "Т.В.С. Enterprises - Limited Partnership", является FCA - Санкт-Петербург и отгрузка товара осуществлялась автомобильным и морским транспортом покупателя, а, следовательно, товар реализован на территории Российской Федерации и у налогоплательщика возникает обязанность по начислению и уплате в бюджет НДС по ставке 20%.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 20.11.2003 представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2003 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, которые подтверждают право налогоплательщика на возмещение из бюджета 250 858 руб. НДС при осуществлении экспортных операций. Одновременно общество представило в ИМСН заявление от 20.11.2003 N 207 о возврате названной суммы налога на его расчетный счет.
Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию и документы, решением от 16.12.2003 N 10/10632 отказала обществу в возмещении из бюджета 260 858 руб. НДС по экспортным операциям и доначислила 520 514 руб. 60 коп. по внутреннему рынку.
Основанием для принятия этого решения послужило то, что согласно условиям поставки по экспортному контракту право собственности на экспортируемый товар перешло к покупателю на территории Российской Федерации и, следовательно, у заявителя возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм НДС по ставке 20%. При этом оформление обществом грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), паспортов сделки и международных транспортных накладных не является, по мнению инспекции, доказательством реализации товаров на экспорт. Кроме того, ИМНС указала на то, что общество не представило товарно-транспортные накладные (форма N 1-Т) и доверенности на получение экспортируемого товара от поставщиков.
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и заслушав пояснения представителей, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых налоговый орган не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока инспекция в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должна проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено уплатой поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реальным экспортом этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что суд первой и апелляционной инстанций, исследовав совокупность представленных в материалы дела доказательств, сделал правомерный вывод о представлении обществом в налоговый орган полного пакета документов, предусмотренных статей 165 НК РФ, которые отвечают требованиям данной статьи Кодекса.
При этом кассационная инстанция считает несостоятельным довод жалобы инспекции о том, что поскольку обществом заключен контракт с иностранной фирмой на условиях FCA - Санкт-Петербург, то реализация товара произошла на территории Российской Федерации и, следовательно, у налогоплательщика отсутствуют основания для применения налоговой ставки 0%.
Поставка товара на условиях FCA - "Франко перевозчик" по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" не регулирует вопросы налогообложения, а означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте.
При этом положения пункта 1 статьи 164 НК РФ не ставят право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% при экспорте товаров в зависимость от выбранных сторонами по экспортному контракту конкретных условий поставки применительно к Инкотермс-2000.
Таким образом, названные условия поставки не имеют правового значения для целей обложения НДС, если налогоплательщик подтвердил документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, реальный экспорт товаров.
В данном случае судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что экспортируемый обществом товар по внешнеэкономическому контракту вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют соответствующие копии ГТД, поручения на отгрузку с отметками таможенного органа, паспорта сделки и CMR.
Довод жалобы инспекции об отсутствии первичных товарно-транспортных накладных (форма N 1-Т) и доверенности на получение товара от поставщиков не может быть принят во внимание, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимость представления налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией по ставке 0% каких-либо иных документов, кроме тех, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Следует также отметить, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31, абзаца 4 статьи 88 и пункта 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Однако в данном случае инспекция не представила доказательств обращения к обществу с требованием представить дополнительные документы, которые, по ее мнению, необходимы, помимо приведенных в статье 165 НК РФ.
При таких обстоятельствах, следует признать, что Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за октябрь 2003 года, и у налогового органа отсутствовали законные оснований для принятия оспариваемого решения.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3145/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что для обоснования своего права на возмещение НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, налогоплательщик должен представить в налоговый орган контракт с иностранным покупателем, выписку банка о поступлении выручки, ГТД и копии транспортных, товаротранспортных накладных с отметками таможенных органов.
Налоговый орган отказал Обществу в возмещении НДС, поскольку им не представлены первичные товарно-транспортные накладные (форма N1-Т) и доверенности на получение товара от поставщиков.
Поэтому при рассмотрении дела следовало установить, подтвердило ли Общество при данных обстоятельствах право на налоговый вычет.
Суд, проанализировав положения ст. ст. 165,166 и 176 НК РФ указал, что НК РФ не возлагает на налогоплательщика обязанности представить в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по ставке 0% какие-либо иные документы, кроме тех, которые предусмотрены п.1 ст. 165 НК РФ. Поэтому довод налогового органа об отсутствии первичных товарно-транспортных накладных (форма N1-Т) и доверенности на получение товара от поставщиков 0 признан судом несостоятельным.
Кроме того, согласно подп. 1 п.1 ст. 31, абзаца 4 ст. 88 и п.1 ст. 93 НК РФ у налогового органа есть право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.
По рассматриваемому делу налоговый орган доказательств, свидетельствующих о том, что им у Общества запрашивались вышеуказанные документы, не представил.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию Общества, оставил в силе решение и постановление апелляционной инстанции по делу, а в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2004 г. N А56-3145/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника