Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 августа 2004 г. N А56-7728/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Овчинниковой Е.В. (доверенность от 06.04.04 N 19/13392), от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Гарант" Гриньковой С.А. (доверенность от 05.01.04),
рассмотрев 16.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.04 по делу N А56-7728/04 (судья Левченко Ю.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Гарант" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 22.12.03 N 03-08-749 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2003 года, а также об обязании налоговой инспекции возместить обществу 1 239 317 руб. НДС и 27 540 руб. процентов, начисленных за нарушение срока возврата НДС.
Решением суда от 13.04.04 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового орган признано недействительным. Налоговая инспекция обязана возвратить обществу 1 239 317 руб. НДС. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 13.04.04 в части удовлетворения заявления общества в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, представленные обществом счета-фактуры оформлены ненадлежащим образом, что является основанием для отказа в возмещении НДС.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что общество не представило выписки банка, свидетельствующие о поступлении денежных средств от иностранного покупателя.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением от 22.12.03 N 03-08-749 налоговая инспекция отказала обществу в возмещении 1 239 317 руб. НДС за август 2003 года. В обоснование принятого решения налоговый орган сослался на отсутствие выписок банка, подтверждающих поступление экспортной выручки от иностранного покупателя, сведений о грузоотправителе в соответствующей строке счетов-фактур, сведений об уплате НДС поставщиками экспортируемого товара, осуществление расчетов между обществом иностранной фирмой и поставщиками в течение одного операционного дня.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российской банке;
грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за август 2003 года, контракт от 20.11.02 N 2 на поставку вторичного алюминия, заключенный с фирмой "AMTOR LTD" (Израиль), копии грузовых таможенных деклараций с отметками пограничной таможни "выпуск разрешен" и "товар вывезен полностью", копии коносаментов со штампами пограничной таможни "товар вывезен полностью" и указанием наименования судна и порта выгрузки за пределами таможенной территории Российской Федерации, копии CMR со штампами пограничной таможни "товар вывезен полностью", счета-фактуры на приобретение товаров у поставщиков, выписки из журнала операций "Меритбанка" за 15.05.03 и за 26.06.03, мемориальные ордера от 15.05.03 N 9 и от 26.06.03 N 33 на оплату товара фирмой "ПАСТРАЛ ЛТД" (Израиль), заявления на перевод от 15.05.03 N 349 и от 26.06.03 N 542, письма фирмы "ПАСТРАЛ ЛТД", подтверждающие перевод денежных средств в счет оплаты по контракту от 20.11.02 N 2, письма фирмы "AMTOR LTD", подтверждающие поручение фирме "ПАСТРАЛ ЛТД на оплату по контракту от 20.11.02 N 2.
Учитывая, что общество представило в налоговую инспекцию все необходимые документы в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, кассационная инстанция считает оспариваемое решение налогового органа незаконным.
То обстоятельство, что оплата товара произведена третьим лицом по поручению покупателя, не имеет правового значения, поскольку в пункте 1 статьи 165 НК РФ говорится о выписке банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от покупателя. В приведенной норме отсутствует указание на то, что платежные поручения (мемориальные ордера) должны быть оформлены самим покупателем. Поступление экспортной выручки на счет общества подтверждается выписками банка, в которых имеется ссылка на контракт от 20.11.02 N 2.
Довод налоговой инспекции о том, что представленные заявителем счета-фактуры на приобретение товара от поставщиков оформлены ненадлежащим образом, является несостоятельным.
В соответствии с частью 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного частями 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По мнению налогового органа, счета-фактуры оформлены с нарушением подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ ввиду отсутствия в соответствующей строке наименования и адреса грузоотправителя.
Как указано в Приложении N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в строке 3 указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется "он же". Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя.
Из представленных обществом счетов-фактур от 11.04.04 N 32 и N 33 видно, что продавцом и грузоотправителем является общество с ограниченной ответственностью "Гортекс", в связи с чем в строке "грузоотправитель и его адрес" указано: "он же".
Таким образом, счета-фактуры оформлены в полном соответствии с установленными требованиями, а следовательно, доводы налоговой инспекции следует отклонить.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.04 по делу N А56-7728/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2004 г. N А56-7728/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника