Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 августа 2004 г. N А56-8933/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Компасс" Ивановой А.И. (доверенность от 01.01.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Каримовой Н.Н. (доверенность от 06.05.2004 N 03-05/5591), рассмотрев 31.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 20.04.2004 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 (судьи Бойко А.Е., Кадулин А.В., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8933/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компасс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 19.02.2004 N 12-11/12 и обязании налоговой инспекции возместить Обществу 7 895 634 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда от 20.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по данному делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, поскольку не представило документы, подтверждающие факт наличия или аренды складских помещений, где осуществлялось хранение товара до момента его реализации на экспорт; указанные в представленных налогоплательщиком грузовых таможенных декларациях наименования транспортных средств не соответствуют сведениям, указанным в коносаментах и поручениях на отгрузку. Кроме того, налогоплательщик не представил в налоговой орган документы по учету товара в местах хранения; представленные Обществом документы не подтверждают, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам (кроме общества с ограниченной ответственностью "Гольфстрим"), относятся именно к тем партиям товаров, которые были экспортированы. Также суды не учли то обстоятельство, что по контракту от 25.01.2003 N 2003-04 SS Общество не является экспортером товара, поскольку названные контракт заключен с иностранным юридическим лицом на условиях поставки FCA - порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Инкотермс 2000), не предусматривающих поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, налоговая инспекция считает, что представленный Обществом счет-фактура от 30.09.2003 N 134 не может являться для принятия к вычету 601 384 руб. налога на добавленную стоимость, поскольку грузополучателем товара по данному счету-фактуре является не Общество, а общество с ограниченной ответственностью "Океан".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов от 25.01.2003 N 2003-03 BS, от 25.01.2003 N 2003-04 SS и от 25.01.2003 N 2003-17 CI, заключенных с фирмой "RIMEKO Aktieselskab" (Дания), а также дополнительных соглашений к названным контрактам Общество реализовало на экспорт лом и отходы черных металлов.
Это явилось основанием для представления Обществом в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2003 года. В налоговой декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, а также предъявило к возмещению из бюджета 7 895 634 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при экспортных поставках.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, указанные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В заявлении от 18.12.2003 N 181 Общество просило возместить 7 895 634 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата на его расчетный счет.
По результатам камеральной проверки декларации и приложенных к ней налогоплательщиком документов налоговая инспекция приняла решение от 19.02.2004 N 12-11/12, которым отказала Обществу в возмещении 7 895 634 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года на том основании, что наименования транспортных средств, указанные в грузовых таможенных декларациях, не соответствуют указанным в коносаментах и поручениях на отгрузку; налогоплательщик не представил в налоговой орган документы, подтверждающие факт наличия или аренды складских помещений, где осуществлялось хранение товара до момента его реализации на экспорт; представленные Обществом документы не подтверждают, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам (кроме общества с ограниченной ответственностью "Гольфстрим"), относятся именно к тем партиям товаров, которые были экспортированы. Также, налоговая инспекция указывает, что по контракту от 25.01.2003 N 2003-04 SS Общество не является экспортером товара, поскольку названные контракты заключены с иностранными юридическими лицами на условиях поставки FCA - порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Инкотермс 2000), не предусматривающих поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, из счета-фактуры от 30.09.2003 не усматривается, что получателем по нему товара является Общество. Таким образом, по мнению налогового органа, Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Считая отказ налогового органа возместить 7 895 634 руб. налога на добавленную стоимость незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные сторонами документы, суды первой и апелляционной инстанций подтвердили право Общества на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении выручки по декларации за ноябрь 2003 года по экспортным операциям.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и не находит оснований для их отмены.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, установлено судами первой и апелляционной инстанции и не оспаривается налоговой инспекцией, Общество вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за ноябрь 2003 года представило в налоговую инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в том числе грузовые таможенные декларации с отметками таможенного органа, подтверждающими факт экспорта товара.
Ссылка налогового органа в доводах кассационной жалобы на то, что условиями контракта от 25.01.2003 N 2003-04 SS не предусматривалась поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку поставка товара на условиях FCA ("Франко-перевозчик") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте. Условия поставки применительно к Инкотермс для установления момента перехода права собственности на товар, в данном случае для целей налогообложения, значения не имеют.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ содержится перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре.
Как видно из материалов дела, в качестве основания для принятия к вычету 601 384 руб. налога на добавленную стоимость Общество представило в налоговую инспекцию счет-фактуру от 30.09.2003 N 134, оформленную в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что получателем товара по счету-фактуре от 30.09.2003 является не Общество, а общество с ограниченной ответственностью "Океан" является несостоятельным. Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество с ограниченной ответственностью "Гольфстрим" приобрело у открытого акционерного общества "Автодизель" чугунную стружку и реализовало ее в адрес Общества. На основании доверенности от 16.01.2003, выданной Обществом, общество с ограниченной ответственностью "Океан" осуществляло прием груза от железной дороги, поскольку являлось владельцем подъездных железнодорожных путей. Поставка указанного товара Обществу от общества с ограниченной ответственностью "Гольфстрим" подтверждается имеющимися в материалах дела приемо-сдаточными актами.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что налогоплательщик не представил в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт наличия или аренды складских помещений, где осуществлялось хранение товара до момента его реализации на экспорт, поскольку налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с обязанностью документального подтверждения учета товаров в местах хранения.
Кассационной инстанцией не принимается и довод налогового органа о несовпадении наименований транспортных средств, указанных в товаросопроводительных документах. Согласно Положению о таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств в Балтийской таможне, утвержденного Приказом Балтийской таможни от 26.07.2000 N 198, допускается изменение судна до начала погрузки.
Следует отметить, что в силу статей 87-88 НК РФ при выявлении в ходе проверки декларации по ставке 0 процентов ошибок при оформлении документов или противоречий сведений, содержащихся в них, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления, а также вправе истребовать у него дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. Однако налоговая инспекция в ходе камеральной проверки не реализовала это право, отказав Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость по формальным основаниям, что противоречит выводам Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в его постановлении от 14.07.03 N 12-П.
Кассационная инстанция считает, что доводы жалобы направлены на переоценку фактов и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8933/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2004 г.
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника